Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Школа обучения детей и подростков, больных сахарным диабетом: первый опыт и перспективы

https://doi.org/10.14341/probl11907

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Во всем мире проблеме поддержания стойкой компенсации сахарного диабета в амбулаторных условиях в настоящее время уделяется много внимания. Учитывая современные терапевтические возможности, можно с уверенностью сказать, что внедрение в клиническую диабетологию системы обучения больных является реальным путем повышения эффективности лечебно-профилактической помощи. В связи с важностью этой проблемы актуальным является внедрение в практику надлежащим образом организованной системы обучения больных и членов их семей методам самоконтроля, что приводит к достижению стабильной компенсации заболевания, снижению частоты острых осложнений, уменьшению сроков госпитализации, лучшей социальной адаптации больных.

Для цитирования:


Максимова В.П., Андрианова Е.А., Лебедев Н.Б., Дедов И.И. Школа обучения детей и подростков, больных сахарным диабетом: первый опыт и перспективы. Проблемы Эндокринологии. 1993;39(1):40-41. https://doi.org/10.14341/probl11907

For citation:


Maximova V.P., Andrianova Ye.A., Lebedev N.B., Dedov I.I. School for training of children and adolescents suffering from diabetes mellitus: The first experience and prospects. Problems of Endocrinology. 1993;39(1):40-41. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11907

Во всем мире проблеме поддержания стойкой компенсации сахарного диабета в амбулаторных условиях в настоящее время уделяется много внимания. Учитывая современные терапевтические возможности, можно с уверенностью сказать, что внедрение в клиническую днабетологию системы обучения больных является реальным путем повышения эффективности лечебно-профилактической помощи.

В связи с важностью этой проблемы а-ктуальным является внедрение в практику надлежащим образом организованной системы обучения больных и членов их семей методам самоконтроля, что приводит к достижению стабильной компенсации заболевания, снижению частоты острых осложнений, уменьшению сроков госпитализации, лучшей социальной адаптации больных.

Учитывая актуальность и перспективность данного направления, в сентябре 1991 г. на базе детского диабетического отделения ЭНЦ РАМН была организована «Школа обучения самоконтролю детей, больных сахарным диабетом, и их родителей». Ее создание было обусловлено рядом причин: высокой заболеваемостью сахарным диабетом среди детей различных возрастов, в том числе среди детей раннего возраста (до 3 лет), необходимостью частой смены доз инсулина и схем инсулинотерапии в связи с увеличением потребности в нем растущего организма и/или присоединением интеркуррентного заболевания, большой физической активностью детей. Кроме того, практически во всех случаях проблемы, связанные с контролем сахарного диабета, возложены в семье на родителей, которые зачастую морально не подготовлены к этому. Их знания ограничиваются весьма примитивными понятиями о сахарном диабете, а квалифицированный эндокринологический контроль по месту жительства нередко отсутствует.

Проведение занятий как среди детей, так и среди родителей, чьи дети больны сахарным диабетом, накладывает определенный отпечаток на построение самой системы обучения. Оптимальное число обучающихся в группе 5—10. Условно они разделены на две подгруппы: подростки старше 12 лет и родители, независимо от возраста их ребенка. Включение в процесс обучения детей более младших возрастов требует особого подхода с учетом особенностей детской психологии данной возрастной группы.

Обучение в школе проводится ежедневно в течение 10 дней по 1,5 ч. Более продолжительные занятия приводят к снижению концентрации внимания и усвояемости материала. В начале обучения проводится письменный опрос по двум видам анкет — для детей и родителей. Обе анкеты содержат тесты, отражающие уровень знаний о сахарном диабете, осведомленность в вопросах самоконтроля, а также отношение детей и родителей к своему личному здоровью. После окончания курса проводится аналогичное анкетирование, отражающее эффективность проведенных занятий и степень усвоения материала.

Процесс обучения предусматривает ознакомление с основными понятиями о сахарном диабете: его генез, вопросы инсулинотерапии, питания, роль физических нагрузок, осложнения. Особое внимание уделяется практическим темам, связанным с коррекцией дозы инсулина в домашних условиях в зависимости от возраста, присоединения интеркуррент- ;ного заболевания, степени физической активности и индивидуального психоэмоционального статуса ребенка. Немаловаж- ;ная роль отводится вопросам питания с использованием понятия «Хлебная единица», роли физических упражнений .'как фактора, благоприятно влияющего на течение заболевания..               ' .

С учетом ранимости детской психики и эмоционального состояния родителей менее подробно рассматриваются вопросы, связанные с осложнениями сахарного диабета, свойственными более взрослому контингенту больных. Внимание не концентрируется на таких серьезных и опасных последствиях диабета, как слепота, «диабетическая стопа», тяжелая нефропатия с исходом в хроническую почечную недостаточность, артериальная гипертензия. Основной акцент в процессе обучения делается на диабетической ретинопатии и катаракте, дистальной полиневропатии, диабетической нефропатии.

Особую психологическую трудность в процессе всего курса занятий представляет работа с родителями впервые заболевших детей в возрасте до 5 лет. Работа с ними требует терпения и настойчивости, особенно в первое время, когда многие из них ориентированы на поиск различных средств излечения сахарного диабета. Зачастую с этой целью они прибегают к помощи нетрадиционных методов лечения, что приводит не только к резкому ухудшению состояния детей после выписки из стационара, но и к скорым повторным их госпитализациям в прекоматозном или коматозном состоянии. Поэтому в процессе обучения затрагиваются такие вопросы, как особенности течения и клинических проявлений сахарного диабета у детей младшего возраста, манипулирование малыми дозами инсулина для достижения и поддержания компенсации заболевания, подбор адекватного режима питания с учетом возрастных особенностей ребенка и его пищевых привычек до заболевания. После окончания занятий родители должны научиться воспринимать диабет у своего ребенка как хроническое заболевание, ответственность за течение которого они будут нести долгие годы.

В пубертатном периоде также возникают определенные сложности в компенсации сахарного диабета, обусловленные не только гормональной перестройкой организма, но и частыми психоэмоциональными стрессами, свойственными этому возрасту. С учетом этого планируется и тематика обучения. Она включает такие моменты, как необходимость увеличения суточной дозы инсулина, зачастую выше традиционной, вопросы диетотерапии из-за частых сознательных нарушений пищевого режима.

Все рекомендации, даваемые детям и родителям, конечно, выполнимы лишь при наличии средств самоконтроля гликемии, глюкозурии и ацетонурии. Поскольку проблема практически полного отсутствия этих средств является одной из самых актуальных, все обучающиеся в школе ориентируются на контроль заболевания прежде всего по уровню глюкозурии с помощью такого распространенного прибора, как поляриметр.

Конечной целью обучения в школе должно стать не только овладение больными детьми и членами их семей знаниями о сахарном диабете, но и изменение их поведения и стиля жизни. Только выполнение этих условий приведет к тому, что дети, находясь дома, будут хорошо себя чувствовать, вместе с родителями смогут не ощущать себя в полной зависимости от врача, будут в состоянии самостоятельно справляться с теми проблемами, решить которые раньше мог только врач, и, в конечном итоге, окажутся гораздо лучше социально адаптированы.

В настоящее время в отсутствие радикальных способов профилактики и лечения сахарного диабета 1 типа самоконтроль должен стать важным компонентом любой национальной программы здравоохранения в области диабетологии. Это было подчеркнуто и в материалах Сент-Винсентской декларации, направленной на улучшение лечебно-профилактической помощи больным сахарным диабетом. Одним из путей выполнения этой программы является создание систем подготовки специалистов и обучения больных и членов их семей методам самоконтроля. Преподавание в школах должно проводиться на высококвалифицированном уровне врачами, в знаниях и профессионализме которых будут убеждены и подростки, и родители больных детей.

Система обучения самоконтролю больных диабетом, безусловно, подлежит дальнейшему совершенствованию и более широкому внедрению в практическое здравоохранение по всей стране. В России на сегодняшний день 12 200 детей, больных сахарным диабетом, и ежегодно около 2100 впервые заболевших до 15-летнего возраста. Для полноценного охвата обучением больных детей и членов их семей для Российской Федерации на ближайшую перспективу необходимы, по крайней мере, 25 подобных центров.

Об авторах

В. П. Максимова

Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


Е. А. Андрианова

Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


Н. Б. Лебедев

Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


И. И. Дедов

Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


Рецензия

Для цитирования:


Максимова В.П., Андрианова Е.А., Лебедев Н.Б., Дедов И.И. Школа обучения детей и подростков, больных сахарным диабетом: первый опыт и перспективы. Проблемы Эндокринологии. 1993;39(1):40-41. https://doi.org/10.14341/probl11907

For citation:


Maximova V.P., Andrianova Ye.A., Lebedev N.B., Dedov I.I. School for training of children and adolescents suffering from diabetes mellitus: The first experience and prospects. Problems of Endocrinology. 1993;39(1):40-41. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11907

Просмотров: 2752


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)