Перейти к:
Влияние мерказолила и тиреопаратиреоидэктомии на свойства Са2+-АТФазы саркоплазматического ретикулума скелетной мышцы
https://doi.org/10.14341/probl11771
Аннотация
В эксперименте на крысах изучены кинетические и термодинамические свойства Са2+-АТФазы саркоплазматического ретикулума (СР) скелетной мышцы после тиреопаратиреоидэктомии, а также гипофункции щитовидной железы (ЩЖ), вызванной мерказолилом (10 мг/кг) с определением уровня кальцитонина и тироксина в сыворотке крови. Установлено, что удаление ЩЖ и паращитовидных желез приводит к достоверному снижению Vmax в ранние сроки (3-и сутки) и уменьшению Ка к концу эксперимента (30-е сутки), а также к изменению термодинамических характеристик Са2+-АТФазы, свидетельствующему об изменениях в белковой фазе мембран СР. Применение мерказолила характеризуется увеличением Vmax (3-и сутки) и снижением Ка (30-е сутки), а также изменением термодинамических свойств фермента. Гипофункция ЩЖ сопровождается снижением уровня тироксина и кальцитонина в сыворотке крови.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что нарушение функции ЩЖ и паращитовидных желез сопровождается изменением структурно-функциональных свойств Са2+-АТФазы СР.
Для цитирования:
Багель И.М. Влияние мерказолила и тиреопаратиреоидэктомии на свойства Са2+-АТФазы саркоплазматического ретикулума скелетной мышцы. Проблемы Эндокринологии. 1999;45(3):38-42. https://doi.org/10.14341/probl11771
For citation:
Bagel I.M. The effect of mercazolil and thyroid parathyroidectomy on the properties of the Ca2 + -ATPase of the sarcoplasmic skeletal muscle reticulum. Problems of Endocrinology. 1999;45(3):38-42. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11771
Нарушение тиреоидной функции занимает одно из ведущих мест среди эндокринных заболеваний [4]. Существенное влияние на клиническое проявление тиреоидной патологии оказывают кальцитропные гормоны [7,12]. Кальцитонин
(КТ) и паратгормон не только дают кальцийрегулирующий эффект, но и модифицируют реактивность тиреоцитов, воздействуя на различные метаболические процессы [8].
С другой стороны, нарушение функции щитовидной железы (ЩЖ) приводит к изменению гормональной регуляции обмена кальция на уровне как периферических тканей, так и внутриклеточных образований [1, 5—7, 9].
Известно, что содержание ионизированного кальция внутри клетки находится в пределах 10-7—10“8 М, тогда как во внеклеточной среде и крови уровень его составляет 10"3 М [18]. Низкий уровень внутриклеточного кальция поддерживается сложной системой регуляции, включающей специфические ионные каналы плазматической мембраны клетки и внутриклеточных образований, где саркоплазматическому (эндоплазматическому) ретикулуму (СР) отводится важнейшая роль в пусковом механизме секвестрации ионов кальция в цитозоль с последующим развитием физиологического действия [2, И].
Са2+-ДТФаза (КФ 3.6.1.38) в этом процессе является важнейшим элементом. Активность этого фермента регулируется сложной системой, включающей как внеклеточные, так и внутриклеточные элементы. Среди них гормональная регуляция обмена кальция является важнейшим фактором поддержания метаболизма иона как в физиологических условиях, так и при развитии различных патологических состояний [16].
Исходя из вышеизложенного, целью настоящего исследования было выяснение влияния гипофункции ЩЖ, вызванной мерказолилом, или тиреопаратиреоидэктомии (ТПТЭ) на уровень КТ и тироксина (Т4) в сыворотке крови и изучение структурно-функциональных свойств Са2+-АТФазы СР скелетной мышцы в этих условиях.
Материалы и методы
Эксперименты выполнены на белых нелинейных крысах-самцах стадного разведения массой тела 140—180 г. Материал брали через 3, 10 и 30 сут после ТПТЭ либо гипофункции ЩЖ, вызванной мерказолилом (см. ниже).
Препараты мембран СР получали из бедренной мышцы по Д. С. Боневоленскому [3]. С этой целью предварительно выделенную ткань измельчали механически на льду и затем гомогенизировали в буфере: 0,3 М сахарозы, 5 мМ азида натрия и 10 мМ гистидина при отношении сырой массы к объему среды 1:4 при pH 7,0. Гомогенат центрифугировали 20 мин при 4300 g. Осадок выбрасывали, а супернатант центрифугировали повторно в тех же условиях. Надосадочную жидкость центрифугировали 30 мин при 48 300 g. Осадок суспендировали в среде, содержащей 0,6 М КС1, 0,3 М сахарозы и 10 мМ гистидина (pH 7,0), и затем вновь центрифугировали 30 мин при 48 300 g. Получившийся осадок суспендировали в среде 0,3 М сахарозы и 10 мМ гистидина (pH 7,0) и помещали для хранения в жидкий азот. Выход белка при этих условиях составлял до 3 мг/мл.
При дальнейшей работе с мембранами белок количественно определяли по Лоури с 1% дезоксихолатом натрия [17]. Чистоту выделенного СР определяли по активности маркерных ферментов: сукцинатдегидрогеназы, Са2+-АТФазы и 5-нуклеотидазы.
Концентрацию ионизированных магния и кальция в ЭГТА-буфере рассчитывали с помощью компьютерной программы по Робертсону [19].
Определение активности Са2+-АТФазы. Для исследования кинетических параметров фермента готовили буферную смесь, содержащую 50 мМ имидазола, 100 мМ КС1, 3,5 мМ MgCl, 20 мМ ЭГТА. 2 мМ оксалата натрия (калия) и 4 мМ АТФ-Na-coли, а также ряд возрастающей концентрации Са: 0, 0,3, 0,8, 1,58, 3,16, 6,31 и 10 мкМ при pH 7,1. К буферной смеси добавляли 0,1 мл раствора везикул СР. Инкубацию проводили при 37°С в течение 5 мин. Реакцию останавливали добавлением 1 мл холодной 1,5% трихлоруксусной кислоты. Наработанный неорганический фосфор определяли методом Боданского при 680 нм. Кинетические параметры фермента — скорость реакции (Итах) и константу активности (Ка) — рассчитывали согласно [20].
Исследование термодинамических свойств Са2+-АТФазы. Готовили ряд пробирок (каждую пробу в дублях) с инкубационной смесью, как описано выше. Инкубацию проводили в бане в диапазоне температур от 10 до 44°С. Остановку реакции и последующие стадии проводили, как описано выше. Полученные результаты выражали в координатах Аррениуса (lg>4 от 1/Г). Определяли также точку излома на кривой температурной зависимости с расчетом энергии активации:
2,303 7?(lg/4r lg/4-г ) £ = 12 _L
а \/1\-\/Т2
где Еа — кажущаяся энергия активации; А — удельная активность фермента при температурах Т\ и Т2; R — универсальная газовая постоянная.
Определяли отдельно Еа для прямой, лежащей ниже 1-го излома, срединной прямой и отрезка выше 2-го излома.
Кинетические характеристики и энергию активации Са2+-АТФазы рассчитывали с помощью компьютерных программ [10].
Тиреопаратиреоидэктомия. Операцию выполняли под общим наркозом (1,5 г/кг у-оксибутирата натрия). Животное закрепляли на препаративном столе. После операции очищали от волосяного покрова и смазывали 5% раствором настойки йода, послойно рассекали кожу, подкожную клетчатку и фасцию грудинощитовидной мышцы. Саму мышцу расслаивали тупым путем с использованием концов ножниц. Рану длиной 3,5—4 см расширяли специально сделанными держателями, разводя мышцы в разные стороны. Открывалась область ЩЖ с хорошо контурируемым перешейком и ЩЖ. Операцию по удалению комплекса ЩЖ — околощитовидные железы начинали с перевязки нижней тиреоидной артерии и ее пересечения. Затем перевязывали верхнюю a.thyroidea. Последний этап операции — иссечение с последующим вылущиванием тиреоидно-паратиреоидного комплекса сначала с одной стороны, а затем (в той же последовательности) — с другой. Рану ушивали послойно. Шов на коже обрабатывали йодом и присыпали стрептоцидом.
Во избежание гипокальциемической тетании после операции животному вводили по 0,5 мл на 100 г массы 5% раствора СаС12.
В последующем оперированных животных содержали в обычных условиях вивария с обеспечением их водой с содержанием в ней СаС12 в количестве 0,1 %.
Гипотиреоз, вызванный введением мерказолила. Мерказолил (1 -метил-2-меркантоимидазол) животные получали per os в количестве 10 мг на 1 кг массы тела. Экспериментально установлено, что через 3 нед после применения препарата у крыс развивался гипотиреоз.
Результаты и их обсуждение
Как следует из табл. 1, воздействие гипофункции ЩЖ, вызванной введением мерказолила (10 мг/кг), либо удаление ЩЖ приводят к изменению каталитических и термодинамических (табл. 2) свойств Са2+-АТФазы СР скелетной мышцы. При этом под влиянием мерказолила через 3 сут от начала опыта происходит резкое повышение скорости ферментативной реакции (Итах) Д° 168% по отношению к контролю. Ка в этот период хотя и имеет тенденцию к возрастанию, но статистически достоверных значений не достигает. Через 10 сут не установлено достоверных изменений кинетических параметров Са2+-АТФазы СР скелетной мышцы. Однако к концу опыта (через 30 сут) отмечено резкое снижение Ка у подопытных животных (22%) по сравнению с таковой у контрольных крыс. Итах в этот период не претерпевает существенных изменений.
ТПТЭ также приводит к изменению ряда изучаемых показателей. Как видно из табл. 1, через 3 сут после операции имеет место резкое снижение активности фермента (45% от контроля), тогда как Ка имеет лишь тенденцию к снижению. К 10-м суткам после операции не выявлено изменения кинетических характеристик Са2+-АТФазы. Однако к 30-м суткам после удаления щитовиднопаращитовидного комплекса отмечается значительное снижение Ка (27% от уровня контроля).
На ранней стадии наблюдения (3-и сутки) имеет место разнонаправленность действия мерказолила и ТПТЭ на скорость ферментативной реакции, что, вероятно, связано с различной степенью нарушения гормональной регуляции внутриклеточного обмена кальция. Об этом может свидетельствовать значительное изменение гормонального фона при изучаемых воздействиях. Мерказолил угнетает тироксинсинтезирующий аппарат, блокируя ферментную систему, участвующую в окислении йодидов в йод. В данном случае препарат снижает содержание в крови Т4 до 49%
Таблица 1
Влияние мерказолила и ТПТЭ на каталитические свойства Са2+-АТФазы СР скелетной мышцы крысы (М ± /и; п = 6)
Воздействие |
Время после окончания воздействия, сутки |
||
3-и |
10-е |
30-е |
|
Контроль |
1,36 ± 0,36 9,7 ± 1,30 |
1,17 ± 0,25 10,1 ± 1,51 |
1,23 ± 0,31 9,8 ± 1,60 |
Мерказолил ТПТЭ |
1,94 ± 0,18 16,3 ± 1,02* 0,84 ± 0,31 4,46 ± 0,44* |
0,78 ± 0,26 7,32 ± 0,64 0,98 + 0,17 7,51 ± 1.73 |
0,27 ± 0,08 10,1 ± 0,44 0,33 ± 0,03* 6,89 ± 1,39 |
Примечание. 1-й ряд цифр — Ка, 2-й — И1Пах. Здесь и в табл. 2: звездочка — статистически достоверные изменения (р < 0,05).
Таблица 2
Состояние термодинамических параметров Са2+-АТФазы СР скелетной мышцы крысы после воздействия мерказолила либо ТПТЭ (М ± т; п = 6)
Показатель
Контроль
Мерказолил
ТПТЭ
ккал/м оль:
ниже 1-го излома 0,05 ±
выше 1-го излома 0,67 ±
выше 2-го излома 4,29 ± Точка 1-го излома, °C 22,0 ± Точка 2-го излома, °C 40,0 ±
0,01 0,04 ± 0,007 0,05 ± 0,01
0,12 2,33 ± 0,21* 0,57 ± 0,09
0,07 7,19 ± 0,09* 7,69 ± 0,36*
0,51 20,0 ± 0,08* 20,0 ± 0,32
0,62 27,0 ± 0,08* 38,0 ± 0,71
Примечание. Еа рассчитана через 10 сут после воздействия.
от уровня контроля. Однако и кальцитонинпродуцирующая функция С-клеток ЩЖ также снижена, и уровень КТ составляет лишь 47% от контрольного (рис. 1). Очевидно, здесь имеет место взаимодействие метаболизма тиреоидных и кальцийрегулирующих гормонов [4, 5, 7, 12]. При этом гипофункция вследствие применения мерказолила вызывает резкое увеличение скорости ферментативной реакции, а ТПТЭ, наоборот, значительно снижает Ктах, что, вероятно, связано со степенью нарушения синтеза и метаболизма Т4, КТ и, очевидно, других гормонов, приводящего к разбалансированности гормональной регуляции внутриклеточного обмена кальция [16]. В обоих случаях в конце эксперимента наблюдается статистически достоверное снижение Ка, что свидетельствует о повышении сродства фермента к субстрату, которое обусловлено изменением каталитического процесса на этапах дефосфорилирования АТФ при энергообеспечении функционирования кальциевого насоса мембран СР скелетной мышцы.
Результаты проведенных термодинамических исследований Са2+-АТФазы свидетельствуют о том, что кривая зависимости активности фермента мембран СР, анализируемая в координатах Аррениуса (рис. 2), имеет 2 излома: в области 22 и 40°С у контрольных животных (а). Первый излом характерен для событий, происходящих в липидной фазе мембран СР, и связан с реорганизацией метильных групп в липид-алкильной области, результатом чего является формирование липидных квазикристаллических кластеров в мембранном
Рис. 1. Влияние мерказолила или ТПТЭ на содержание КТ (а) и Т4 (б) в сыворотке крови крыс (содержание Т4 определено И. И. Крыловой).
М — мерказолил; * — статистически достоверные изменения (р < 0,05), 7, 5 — сутки.
Рис. 2. Кривые зависимости в координатах Аррениуса активности Са2+-АТФазы СР скелетной мышцы контрольной группы крыс (а), получавших мерказолил (б) или после ТПТЭ (в).
По оси ординат — логарифм активности Са2+-АТФазы (в мкмоль Рн/мгмин-1); по оси абсцисс — величина, обратная температуре (К-1). ’’жидком" бислое [15, 22]. Излом на кривой, имеющий место при температуре 40°С, является результатом температурно-зависимых конформационных изменений третичной структуры белка и последующего нарушения липид-белковых взаимоотношений [14].
Под влиянием мерказолила (6) 1-й излом наблюдается при температуре 20°С. Энергия активации (£J начального отрезка кривой зависимости активности Са2+-АТФазы не отличается от таковой у контрольных животных. Однако расчет Еа 2-го отрезка выше 1-го излома кривой выявил резкое возрастание показателя (348% от контроля); 2-й излом на кривой имеет место при температуре 27°С, т. е. изменение белковой фазы мембран происходит значительно раньше контрольных значений. Еа 3-го отрезка (выше 2-го излома) резко снижена и составляет лишь 28% от такового у контрольных животных. В целом Еа претерпевает существенные колебания в зависимости от температуры, и суммарное ее значение составляет 71% от контроля. Следовательно, в результате действия мерказолила происходит изменение как липидной, так и белковой фазы мембран с последующим нарушением их взаимоотношений с изменением кинетических и термодинамических свойств Са2+-АТФазы СР скелетных мышц.
После операции удаления тиреоид-паратиреоидного комплекса не выявлено изменения Еа (в) до и после 1-го излома; 1-й излом происходит при 20°С, 2-й — при 38°С. Однако после 2-го излома отмечено резкое увеличение Еа (179% от контроля). Очевидно, события развертываются в белковой фазе мембран и приводят в конечном итоге к изменению кинетических и термодинамических характеристик Са2_ь-АТФазы. В целом суммарная Еа составляет 166% от таковой у контрольных животных.
Исходя из полученных данных, следует, что по мере увеличения температуры реакции в препаратах мембран СР скелетных мышц оперированных и получавших мерказолил животных происходит изменение структурно-функциональных характеристик мембран. При этом подвержены влиянию как липидная, так и белковая составляющие "жидкого" бислоя. Поскольку формирование квазикристалл ических доменов наблюдается при температуре до 30°С, то можно полагать, что активность Са2+-АТФазы регулируется липидным микроокружением фермента, и 1-й излом кривой Аррениуса и Еа выше излома обусловлены фазовыми переходами мембранных липидов [13, 15]; 2-й излом кривой Аррениуса, очевидно, обусловлен изменением белковой фазы мембран и влияет на белково-липидные взаимоотношения и функцию мембран. Вероятно, на этот процесс существенное влияние оказывает нарушение гормональной регуляции внутриклеточного обмена кальция, связанное с изменением тиреоид-паратиреоидной функции [13, 21]. Различия в реакции мембран СР и кинетических и термодинамических свойств Са2+-АТФазы при введении мерказолила и ТПТЭ связаны, вероятно, с различной степенью поражения гормональных механизмов регуляции обмена кальция и, возможно, обусловлены модификацией специфического фосфолипидного микроокружения фермента. Для выяснения этих процессов необходимы дальнейшие исследования.
Выводы
- Мерказолил (10 мг/кг), вызывая гипофункцию ЩЖ, приводит к снижению содержания в сыворотке Т4, КТ и нарушает кинетические и термодинамические свойства Са2+-АТФазы СР скелетной мышцы крысы, снижая энергию активации фермента.
- ТПТЭ резко повышает энергию активации Са2+-АТФазы и приводит к нарушению кинетических параметров фермента: снижение Итах на 3-и и Ка на 30-е сутки.
- Выявленные изменения кинетических и термодинамических свойств Са2+-АТФазы под влиянием гипофункции ЩЖ и после ТПТЭ могут свидетельствовать о влиянии тиреоидных и кальцитропных гормонов на функционально-структурную организацию мембран СР скелетной мышцы.
Список литературы
1. Алешин Б. В. // Успехи соврем, биол. — 1982. — Т. 93, № 1. С. 121-138.
2. Болдырев А. А. Биологические мембраны и транспорт ионов. — М., 1985.
3. Беневоленский Д. С., Меньшикова Е. В., Левицкий Д. О. и др. // Бюл. экспер. биол. — 1985. — № 9. — С. 315—317.
4. Каретников Ю. П. // Пробл. эндокринол. — 1986. № 3. С. 14-17.
5. Логинов В. И. // Конференция "Космическая биология и авиакосмическая медицина", 11-я: Тезисы докладов. — М., 1998. Т. 2. С. 15-17.
6. Мкртумян А. М., Хаютина Т. Л., Балаболкин М. И. // Новости мед. и фарм. — 1994. — № 4. — С. 34—36.
7. Павлов А. В. // Пробл. эндокринол. — 1987. — № 5. — С. 71-74.
8. Сандомирская Л. Д. Тирокальцитонин и репаративная регенерация тканей в эксперименте и клинике. — М., 1974.
9. Шевченко А. С., Габай В. Л., Кобялко В. О. и др. // Радиац. биол. радиоэкол. — 1997. — Т. 37, № 2. — С. 220—227.
10. Эберт К., Эдерер X. Компьютеры. Применение в химии. — М., 1988.
11. Carafoli Е., Inesi G., Rosen В. Р. // J. Metal Ions Biol Syst. — 1984. Vol. 17. P. 129-186.
12. Charles P., Mosekilde L., Hasting C. // International Symposium. 2-nd. "Calcium-89". — Prague, 1989. — P. 24.
13. De la Cruz M. I., Alemanu I., de Cos A. // Biochim. biophys. Acta. 1986. Vol. 852, N 2-3. P. 169-174.
14. EletrS., Inesi G. // Ibid. 1972. Vol. 290. P. 178-185.
15. Gordon L. M., Sauerheber R. D., Esgate J. A. et al. // J. biol. Chem. 1980. Vol. 255, N 10. P. 4519-4527.
16. Kawashima H. // Biochem. biophys. Res. Commun. — 1990. — Vol. 186, N 2. P. 709-714.
17. Lowry О. H., Rosebrough N. J., Farr A. L. et al. // J. biol. Chem. 1951. Vol. 193, N 1. P. 265-275.
18. Martonosi A. N. // J. Physiol. Rev. — 1984. — Vol. 64, N 4. — P. 1240-1320.
19. Robertson S., Potter J. D. // Meth. Pharmacol. — 1984. — Vol. 5. P. 63-75.
20. Wilkinson G. N. // Biochem. J. 1960. Vol. 80. P. 324-332.
21. Yamaguchi M., Williamson J. R. // Horm. Metab. Res. — 1983. Vol. 15. P. 176-186.
22. Yegutkin G. G., Yakubovskii S. M., Gatsko G. G. // I nt. J. Radiat. Biol. 1993. Vol. 63, N 5. P. 583-587.
Рецензия
Для цитирования:
Багель И.М. Влияние мерказолила и тиреопаратиреоидэктомии на свойства Са2+-АТФазы саркоплазматического ретикулума скелетной мышцы. Проблемы Эндокринологии. 1999;45(3):38-42. https://doi.org/10.14341/probl11771
For citation:
Bagel I.M. The effect of mercazolil and thyroid parathyroidectomy on the properties of the Ca2 + -ATPase of the sarcoplasmic skeletal muscle reticulum. Problems of Endocrinology. 1999;45(3):38-42. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11771

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).