Перейти к:
Состояние гипофизарно-гонадальной системы у самцов крыс при диабете (экспериментальное исследование)
https://doi.org/10.14341/probl11908
Аннотация
Изучена гипофизарно-гонадная система самцов крыс со стрептозотоцин-индуцированным сахарным диабетом. Анализировали гипофизарную чувствительность к ЛГ-релизинг гормон in vitro и измеряли концентрацию ядерных рецепторов полового гормона в аденогипофизе, участвующих в регуляции секреции гонадотропина по механизму отрицательной обратной связи. Инъекция стрептозотоцина снижала концентрацию тестостерона в крови и уровень андрогенных ядерных рецепторов в гипофизе крыс. Уровень ЛГ и ФСГ в крови крыс с сахарным диабетом был практически таким же, как и у интактных животных. Эксперименты in vitro показали, что развитие сахарного диабета у крыс не влияло на уровень базальной секреции ЛГ гипофизом. Максимальная реакция на ЛГ-рилизинг-гормон регистрировалась у контрольных самцов через 3 ч после инкубации, тогда как скорость секреции ЛГ у экспериментальных животных не отличалась от нормальной. Авторы предполагают, что измененный механизм регуляции гипоталамо-гипофизарно-гонадной системы при экспериментальном сахарном диабете связан с гипофизарными нарушениями, включающими снижение высвобождения ЛГ -стимулированного гонадотропина и уровня рецепторов тестостерона, что приводит к нарушению контроля репродуктивной функции по принципу отрицательной обратной связи.
Для цитирования:
Бабичев В.Н., Перышкова Т.А., Адамская Е.И. Состояние гипофизарно-гонадальной системы у самцов крыс при диабете (экспериментальное исследование). Проблемы Эндокринологии. 1993;39(1):42-45. https://doi.org/10.14341/probl11908
For citation:
Babichev V.N., Peryshkova T.A., Adamskaya Ye.I. The hypophyseogonadal system of male rats with diabetes: an experimental study. Problems of Endocrinology. 1993;39(1):42-45. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11908
Известно, что при диабете нарушается нейроэндокринная регуляция репродуктивной функции у самцов крыс, однако единого мнения относительно уровня, на котором происходят эти изменения, до сих пор нет. Данные литературы, касающиеся секреции гонадотропинов, весьма противоречивы: показан сниженный [20] или неменяю- щийся [8] уровень циркулирующих гонадотропинов в крови. Большинство исследователей единодушны в том, что у больных диабетом наблюдается сниженный уровень андрогенов [9, 20], что свидетельствуете нарушении механизма отрицательной обратной связи. Локусом для сниженной чувствительности к андрогенам у таких животных может быть как гипоталамус, так и гипофиз.
В своей предыдущей работе мы изучали нарушение отрицательной обратной связи на уровне медиобазального гипоталамуса (МБГ) и не обнаружили изменений в концентрации ядерных рецепторов андрогенов в этой области. Поскольку действие половых стероидов на секрецию гонадотропинов опосредуется через специфические рецепторы, то на уровне гипоталамуса этот механизм, по-видимому, остается неповрежденным.
В связи с этим в настоящей работе было изучено состояние гипофизарно-гонадальной системы у самцов крыс с экспериментальным диабетом. Для этого проводили анализ чувствительности гипофиза к люлиберину (ЛГ-РГ) и определяли концентрацию ядерных рецепторов половых гормонов в аденогипофизе, участвующих в регуляции
Рис. 1. Концентрация рецепторов Т (а) и Э2 (б) в гипофизе контрольных самцов крыс (светлые столбики), самцов, получавших СТЗ (заштрихованные столбики) или СТЗ-)-инсу- лин (темные столбики).
flo вертикали — связанный ’Н-гормон в ядерной фракции (в фмоль на I мг ДНК) Звездочка — р<0,001 при сравнении с контрольной группой секреции гонадотропинов по механизму отрицательной обратной связи, у самцов крыс с экспериментальным диабетом, вызванным введением стрептозотоцина (СТЗ).
Материалы и методы
Использовали беспородных половозрелых самцов крыс массой тела 160—190 г, которых содержали в условиях контролируемого температурного режима (22—25 °C) и освещенности (свет с 7 до 19 ч). Интактные животные, получавшие СТЗ, и самцы с экспериментальным диабетом, которым была проведена заместительная терапия инсулином, содержались на стандартной диете, без ограничения потребления пищи и воды.
Диабет вызывали однократным введением внутрибрюшинно СТЗ в дозе 60 мг на 1 кг массы тела в 0,2 мл цитратного буфера pH 4,5. В опыт брали животных, у которых концентрация глюкозы в цельной крови составляла не менее 12 ммоль/л (при уровне у контрольных самцов 3 ммоль/л). Животных забивали и брали материал для исследования на 14-й день эксперимента. У части животных, получавших СТЗ, проводили заместительную терапию инсулином. Пролонгированный препарат инсулина (цинк-инсулин,суспензия) вводили внутримышечно 1 раз в сутки начиная с 14-го дня после введения СТЗ в течение 14 дней. Дозу инсулина подбирали индивидуально до нормализации содержания глюкозы в крови и моче. Концентрацию глюкозы определяли ежедневно глюкозоокси- дазным методом на глюкозиметре «Эксан» и выражали в миллимолях на 1 л. В среднем доза инсулина для 1 животного составляла 16 ЕД на 1 инъекцию.
Животных декапитировали в 9 ч. В одной серии опытов извлеченные гипофизы делили на 2 половинки и по 2 половинки разных гипофизов после взвешивания помещали в инкубационные флаконы с 1 мл среды 199, насыщенной в атмосфере 95% О2-1-5 % СО2 (16]. Инкубацию проводили при 37 °C при постоянном встряхивании. После 30 мин среду меняли на свежую и добавляли ЛГ-РГ в дозе 50 нг/мл. Аликвоты по 25 мкл брали каждый час, замораживали до определения ЛГ и ФСГ.
В другой серии опытов аденогипофизы от 45 животных обрабатывали, как описано ранее [1], для получения ядерной фракции. В качестве меченых гормонов использовали 1,2,6,7- 3Н-тестостерон (3Н-Т) и 2,4,6,7- Н-эстрадиол (3Н-Э2) с высокой удельной активностью (85—104 Ки/мМ). Условия инкубирования меченых стероидов и методика расчета числа специфических связывающих мест были такими же, как в ранее опубликованной работе [3]. Количество связывающих мест в ядрах рассчитывали в фемтомолях на 1 мг ДНК.
В сыворотке крови измеряли содержание ЛГ и ФСГ радио- иммунологическим методом с использованием наборов NIDDK (США). Концентрацию гормонов выражали в нанограммах NIDDK-rLH-RP-З и NIDDK-rFSH-RP-2 соответственно на 1 мл сыворотки крови. У всех групп животных в крови определяли содержание тестостерона (Т) и эстрадиола (Э) наборами для радиоиммунологичсского анализа стерон-Т-1 25 (Минск) и ESTR-Direct («Сеа-Sorin», Франция). Концентрацию гормонов выражали в нанограммах и пикограммах на 1 мл сыворотки крови соответственно.
Результаты и их обсуждение
Введение СТЗ вызывало достоверное снижение концентрации ядерных рецепторов Т в гипофизе самцов крыс (рис. I). При этом не было различий в числе ядерных Эг-связывающих мест в аденогипофизе контрольных и получавших СТЗ животных. У СТЗ-индуцированных самцов крыс, получавших инсулин, концентрация ядерных рецепторов андрогенов в гипофизе приближалась к таковой у контрольных животных.
Уровень ЛГ и ФСГ в крови крыс, больных диабетом, не отличался от такового у интактных животных (см. таблицу). В экспериментальной группе концентрация Т была снижена, а Э2 — повышена. При компенсаторной терапии инсулином уровень половых гормонов в крови приближался к норме.
В опытах in vitro по .определению чувствительности гонадотрофов аденогипофиза к ЛГ-РГ было показано, что развитие диабета у крыс не влияет на уровень базальной секреции ЛГ в течение всего периода инкубации (рис. 2). Однако ответная реакция на ЛГ-РГ в группе экспериментальных животных наступала в более ранние сроки: увеличение концентрации ЛГ после добавления ЛГ-РГ наблюдали через 1 ч инкубации, хотя по абсолютным значениям это увеличение незначительно отличалось от такового в контрольной группе. Максимальный ответ на ЛГ-РГ был зарегистрирован у контрольных крыс через 3 ч инкубации, тогда как скорость секреции ЛГ у экспериментальных животных не отличалась от базальной.
Таким образом, уровень Т в сыворотке крови снижен у самцов, получавших СТЗ, что согласуется с результатами других авторов [9, 20]. В отношении базального уровня гонадотропинов в крови данные литературы весьма противоречивы. В большинстве работ показано, что уровень ЛГ и ФСГ в крови снижался [9, 20, 21], не изменялся [8, 12], как и в нашем исследовании, или даже повышался [5]. Такое противоречие могло быть обусловлено различиями в линиях крыс и в продолжительности влияния диабета на гипоталамо- гипофизарную систему.
Следовательно, независимо от изменений секреции гонадотропинов уровень циркулирующего Т был снижен у животных с экспериментально вызванным диабетом так же, как у крыс со спонтанным диабетом [17], что предполагает нарушение в отрицательном действии Т на гипоталамо- гипофизарном уровне. В работе [8] показано, что у самцов крыс, получавших СТЗ, изменяется
Рис. 2. Концентрация ЛГ в среде при инкубации аденогипофизов интактных и получавших СТЗ (а) самцов крыс (базальная — 1, 1а и при нагрузке ЛГ-РГ — 2, 2а).
По оси ординат — содержание ЛГ в среде (в нг на I мг гипофиза); по оси абсцисс — время инкубации (в ч). Одна звездочка — р<0,05 при сравнении групп 1а и 2а; две звездочки — р<0,001 при сравнении групп I и 2.
механизм обратной связи, что выражается в ограниченной способности этих животных отвечать на гонадэктомию. После кастрации у таких самцов не наблюдалось увеличения уровня ЛГ в крови. По данным F. Jackson и J. Hutson [14], Т эффективно снижал уровень ЛГ и ФСГ у контрольных животных, а самцы, получавшие СТЗ, не отвечали на введение Т снижением секреции гонадотропинов или поддержанием нормальной массы добавочных половых желез. Неспособность Т ингибировать освобождение гонадотропинов или стимулировать рост половых акцессорных органов у крыс, получавших СТЗ, может указывать на то, что первичная причина дисфункции репродуктивной системы у самцов крыс с экспериментальным диабетом связана с изменением действия или доступностью андрогенов на уровне тканей-мишеней.
Результаты наших экспериментов показали, что уровень ЛГ и ФСГ в крови оставался неизмененным на фоне сниженной концентрации рецепторов андрогенов в гипофизе, что свидетельствует о нарушении механизма отрицательной обратной связи между гонадами и гипофизом. J. Calvo и соавт. [8] также отмечали снижение, но только уровня цитоплазматических рецепторов Т в гипофизе самцов крыс, получавших СТЗ.
Имеющиеся в литературе данные о том, что андрогены действуют специфически в МБГ, модифицируя содержание ЛГ-РГ и секрецию гонадотропинов у самцов крыс [15], позволяют говорить о взаимосвязи измененного ответа гипофиза (снижение его чувствительности к действию ЛГ-РГ) у самцов крыс, получавших СТЗ, и числа андрогенсвязывающих мест. Приведенные выше данные литературы о неспособности Т снижать уровень гонадотропинов у животных, получавших СТЗ, свидетельствуют о влиянии дефицита инсулина на уровне либо гипофиза, либо гипоталамуса. Действительно, в разных работах у интактных самцов крыс с экспериментальным диабетом отмечался и сниженный [7, 8, 19], и неизмененный [18] выброс гонадотропинов после введения гонадотропин-рилизинг-гормона (Гн-РГ). А в работе [13] чувствительность гипофиза к экзогенному Гн-РГ была даже выше у самцов крыс с экспериментальным диабетом по сравнению с контрольными животными. Следует отметить, что повышенную или нормальную чувствительность гипофиза определяли в опытах либо in vivo, либо in vitro, в которых продолжительность воздействия экзогенного Гн-РГ была кратковременной.
Содержание ЛГ, ФСГ, Т и Э2 в сыворотке крови у контрольных (К) животных, самцов, получавших СТЗ, и СТЗ-индуцированных животных, получавших инсулин (СТЗ+ИНС) (Af+m)
Группа крыс |
j ЛГ, нг/мл |
ФСГ, нг/мл |
Т, нг/мл |
| Э2, пг/мл |
к |
0,66+0,09 |
9,53+1,30 |
2,80+0,31 |
6,66±1,00 |
(7) |
(6) |
(Ю) |
(9) |
|
СТЗ |
1,00+0,14 |
9,45±1,27 |
1,52±0,32* |
26,83+3,68** |
(9) |
(Н) |
(9) |
(9) |
|
СТЗ + ИНС |
1,07+0,17 |
8,46+0,53 |
2,36+0,52 |
7,19±1,20 |
(5) |
(5) |
(9) |
(7) |
Примечание. В скобках - число животных. Достоверность различий с контрольной группой: одна звездочка — р<0,01, две — р<0,001.
Так как Т посредством своих специфических рецепторов оказывает влияние по механизму отрицательной обратной связи на уровне как гипоталамуса, так и гипофиза, то нарушение этого механизма у самцов крыс, получавших СТЗ, может осуществляться на обоих уровнях. Однако в своей предыдущей работе мы не обнаружили у самцов крыс с экспериментальным диабетом изменений в числе ядерных Т-связывающих мест в МБГ, ответственном за функционирование данного механизма, по сравнению с контрольными животными.
Наши эксперименты in vitro, в которых были использованы гипофизы самцов крыс, получавших СТЗ, представляют прямое доказательство, что ответ гипофиза на физиологическую концентрацию ЛГ-РГ снижен у этих животных. Это может быть связано с нарушением down регуляции рецепторов ЛГ-РГ в гипофизе как процесса, зависимого от повышенной секреции ЛГ-РГ. Например, в работе [6] выявлено снижение уровня рецепторов Гн-РГ и белкового синтеза при нарушении углеводного обмена у крыс, голодавших в течение 4—6 дней.
Следовательно, полученные данные о снижении уровня ядерных рецепторов андрогенов в аденогипофизе и снижении его чувствительности к ЛГ-РГ дают основание предположить, что дисфункция гипофиза может быть основной причиной, изменяющей нейроэндокринную регуляцию репродуктивной функции у самцов крыс с экспериментальным диабетом.
Еще одним доказательством непосредственного влияния инсулина на регуляцию освобождения гонадотропинов из гипофиза могут служить данные Е. Adashi и соавт. [4]. Авторы показали, что обработка инсулином первичной культуры аденогипофизарных клеток проводила к дозозависимому увеличению освобождения ЛГ и ФСГ, стимулированного Гн-РГ. При этом влияние инсулина не зависело от концентрации глюкозы и было специфическим: эпидермальный фактор роста или фактор роста фибробластов не повышал выброс ЛГ.
В настоящей работе концентрация ядерных рецепторов эстрогенов в гипофизе самцов крыс с экспериментально индуцированным диабетом не отличалась от таковой в гипофизе контрольных животных. Ранее [2] мы обнаружили, что ингибирующее действие Э2 на секрецию ЛГ у самцов крыс не опосредуется через эстрогенные рецепторы аденогипофиза и они, по-видимому, не играют физиологической роли в процессах регуляции.
Хотя и маловероятна, но не исключена возможность, что наблюдаемые различия в концентрации Т в крови и ядерных рецепторов андрогенов в гипофизе между контрольными и получавшими СТЗ крысами могли быть следствием прямого повреждающего действия СТЗ, а не диабета, вызванного введением этого препарата. Однако против такого предположения свидетельствуют данные, что после заместительной терапии инсулином уровень Т в крови и число Т-связывающих мест в гипофизе достигали контрольных значений.
Возможно, что снижение числа связывающих мест для гормонов репродуктивной системы может быть общим явлением, так как некоторые авторы показали подобное снижение ЛГ-связы- вающих мест в клетках Лейдига у получавших СТЗ крыс [10], Т-связывающих мест в предстательной железе [21] и Э2-связывающих мест в аденогипофизе и гипоталамусе самок крыс [11].
В заключение можно констатировать, что изменение механизма регуляции функции гипоталамо- гипофизарно-гонадальной системы при экспериментальном диабете связано с нарушениями гипофизарного звена, включающими снижение ЛГ-РГ- стимулированного освобождения гонадотропинов и уровня рецепторов Т, что приводит к ослаблению контроля репродуктивной функции по принципу отрицательной обратной связи.
Выводы
- Уровень ЛГ и ФСГ в крови самцов крыс не изменялся при развитии экспериментального диабета, концентрация Т снижалась.
- Чувствительность гипофиза к ЛГ-РГ у крыс, получавших СТЗ, резко снижалась при его инкубации более 1 ч.
- При развитии экспериментального диабета наблюдали снижение концентрации ядерных рецепторов Т в аденогипофизе.
- Изменения концентрации гормонов в крови и уровня андрогенных рецепторов в гипофизе крыс, получавших СТЗ, восстанавливались при заместительной инсулинотерапии.
Список литературы
1. Бабичев В. Н., Перышкова Т. А., Озоль Л. Ю. // Пробл. эндокринол.— 1983.— № 6.— С. 46—51.
2. Бабичев В. Н., Перышкова Т. А. // Бюл. экспер. биол.— 1987,— № 2,— С. 210—211.
3. Перышкова Т. А., Бабичев В. Н. // Пробл. эндокринол.— 1989,— № 6,— С. 41—44.
4. Adashi Е. Y., Hsueh A. J. W., Yen S. S. С. // Endocrinology.— 1981,— Vol. 108.— Р. 1441 — 1449.
5. Anderson J. F., Jones D., Penner S. B. et al. // Diabetes.— 1987,— Vol. 36,— P. 1104—1110.
6. Bergendahl M., Perheentupa A., Huhtaniemi J. // J. Endocr.— 1989,—Vol. 121,— P. 409—417
7. Besletti G., Locatelli V., Tirone F. et al. // Endocrinology.— 1985,— Vol. 117,— P. 208—216.
8. Calvo J. C., Baranao J. L., Tesone M. et al. // J. Steroid Biochem.— 1984.— Vol. 20.— P. 769—772.
9. Chandrashekar V., Steger R. W., Bartke A. // Neuroendocrinology.— 1991,— Vol. 54,— P. 30—36.
10. Charreau E. H., Calvo J. C.. Tesone M. et al. // J. bioi. Chem.— 1978. Vol. 253,- P. 2504—2506.
11. Dudley S. D., Ramirez I., Wade G. N. // Neuroendocrinology.— 1981,— Vol. 33,— P. 7—11.
12. Howland В. E., Zebrowsky E. J. // Horm. Metab. Res.— 1978,— Vol. 8,— P. 465—469.
13. Howland В. E., Zebrowsky E. J. // Experientia.— 1980.— Vol. 36,— P. 610—611.
14. Jackson F. L., Hutson J. C. // Diabetes.— 1984,— Vol. 33.— P. 819—824.
15. Кalra P. S„ Kalra S. P. // Endocrinology. — 1980.— Vol. 106,— P. 390—397.
16. de Koning J., Tijssen A. M. I., van Rees G. P. // J. Endocr.— 1989.— Vol. 120,— P. 439—447.
17. Murray F. T., Cameron D. F., Orth J. M. et al. // Horm. Metab. Res.— 1985,— Vol. 17,— P. 495—501.
18. Paz G. F., Homonnai Z. T., Drasnin N. et al. // Andrologia.— 1978,— Vol. 10,— P. 27—34.
19. Seethalakshimi L., Menon M., Diamond D. // J. Urol. (Baltimore).— 1987,— Vol. 138,— P. 190—194.
20. Steger R. W., Amador A., Lam E. et al. // Endocrinology.— 1989,— Vol. 124,— -P. 1737—1743.
21. Tesone M., Martins de Oliveira-Filho R.. Biella de Souza Valle L. et al. // Diabetologia.— 1980.— Vol. 18.— P. 385—390.
Об авторах
В. Н. БабичевЭндокринологический научный центр
Россия
Т. А. Перышкова
Эндокринологический научный центр
Россия
Е. И. Адамская
Эндокринологический научный центр
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Бабичев В.Н., Перышкова Т.А., Адамская Е.И. Состояние гипофизарно-гонадальной системы у самцов крыс при диабете (экспериментальное исследование). Проблемы Эндокринологии. 1993;39(1):42-45. https://doi.org/10.14341/probl11908
For citation:
Babichev V.N., Peryshkova T.A., Adamskaya Ye.I. The hypophyseogonadal system of male rats with diabetes: an experimental study. Problems of Endocrinology. 1993;39(1):42-45. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11908

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).