Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Исследование устойчивости к физической нагрузке и острой гипоксии у крыс с аллоксановым диабетом

https://doi.org/10.14341/probl199844542-44

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Через 72 ч после индукции аллоксанового диабета у крыс наблюдается снижение физической работоспособности на фоне повышенной устойчивости к острой гипоксии (асфиксии). Эти сдвиги сопровождаются снижением содержания гликогена и молочной кислоты в скелетной мускулатуре при одновременном увеличении уровня этих веществ в ткани головного мозга. Обсуждается возможная связь описанных феноменов с угнетением метаболизма глюкозы в инсулинзависимой ткани мышц при одновременной интенсификации поступления глюкозы в инсулиннезависимую нервную ткань.

Для цитирования:


Волчегорский И.А., Колесников О.Л., Цейликман В.Э., Колесникова А.А. Исследование устойчивости к физической нагрузке и острой гипоксии у крыс с аллоксановым диабетом. Проблемы Эндокринологии. 1998;44(5):42-44. https://doi.org/10.14341/probl199844542-44

For citation:


Volchegorskiy I.A., Kolesnikov O.L., Tseylikman V.E., Kolesnikova A.A. Study of resistance to physical activity and acute hypoxia in rats with alloxan diabetes. Problems of Endocrinology. 1998;44(5):42-44. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl199844542-44

Умеренные физические нагрузки (ФН) при сахарном диабете повышают чувствительность больных к инсулину, что способствует нормализации углеводного и липидного обмена [1, 5, 11]. Целесообразность включения ФН в комплекс лечебных мероприятий при инсулиннезависимом сахарном диабете не вызывает сомнения [1, 11]. Вместе с тем реакция больных инсулинзависимым сахарным диабетом (ИЗСД) на ФН во многом зависит от мощности нагрузки и степени компенсации диабета. Работа супероптимальной мощности при недостаточной компенсированное™ заболевания приводит к усугублению гипергликемии и развитию кетоацидоза. Вполне возможно, что негативные эффекты ФН высокой интенсивности при диабете могут быть связаны с неудовлетворенностью кислородного запроса головного мозга, на долю которого приходится 20—25% потребляемого в покое О2 [6]. Известно, что ФН предельной мощности не только увеличивают потребность в кислороде, но и могут вызвать снижение краниальной гемоперфузии даже у профессиональных спортсменов [4]. Вероятность такого нарушения гемодинамики значительно возрастает при ИЗСД, который характеризуется церебральной микроангиопатией и нарушением ортостатической регуляции кровообращения [1, 9]. Не исключено, что усугубление циркуляторной гипоксии мозга при тяжелых ФН вызывает развитие стресс-реакции, усиливающей катаболическую направленность обмена веществ при ИЗСД [1, И].

Таким образом, имеются основания предположить, что снижение физической работоспособности при ИЗСД [1] является компенсаторно-приспособительным феноменом, направленным на минимизацию кислородного запроса и смягчение церебральной гипоксии. Одним из важных механизмов снижения физической работоспособности при ИЗСД является нарушение инсулинчувст- вительности и сопутствующее угнетение метаболического потребления глюкозы мышцами [1, 3]. При этом инсулиннезависимое проникновение глюкозы в клетки нервной ткани значительно усиливается. Вероятно, подобное перераспределение глюкозы может обеспечить дополнительную энергопродукцию за счет анаэробного гликолиза в нервной ткани при острой гипоксии мозга. Справедливость высказанного предположения изучалась нами на экспериментальной модели ИЗСД у крыс. В представленной статье анализируются взаимосвязи между изменениями толерантности к ФН, устойчивостью к гипоксии, а также уровнем метаболитов углеводного обмена в крови, мозге и скелетных мышцах.

Материалы и методы

В работе использованы половозрелые крысы- самцы Вистар массой тела 200—250 г. После предварительной 24-часовой депривации пищи (при сохраненном доступе к воде) у крыс моделировали ИЗСД путем внутрибрюшинного введения аллоксана тригидрата ("La Chema", Чехия) в дозе 200 мг/кг [10]. Контрольные животные получали эквиобъемную инъекцию 0,9% NaCl.

Через 72 ч после введения аллоксана, на фоне предварительного лишения пищи в течение суток, животных забивали с целью изучения ИЗСД-обу- словленных метаболических сдвигов. В этой серии экспериментов определяли уровни гликемии и лактатемии, а также содержание свободных жирных кислот (СЖК) и триглицеридов (ТГ) в крови. Одновременно исследовали содержание гликогена и молочной кислоты в головном мозге и скелетной мускулатуре (квадрицепс бедра).

Показатели гликемии регистрировали энзиматически при помощи стандартных наборов реактивов ("La Chema", Чехия). Уровень молочной кислоты в цельной крови и тканях определяли колориметрически [15]. Концентрацию СЖК в ЭДТА- стабилизированной плазме крови регистрировали экстракционно-колориметрическим методом [12]. Концентрацию ТГ в сыворотке крови опре-

Таблица 1

Метаболические проявления диабета у крыс через 3 сут после введения аллоксана (М ± т)

Показатель

Группа животных

р

интактный контроль

аллоксановый диабет

Масса тела, % от исход-

101,01 ± 0,53

84,86 ± 2,21

< 0,001

ной

(л = 5)

(л = 7)

(0

Гликемия, мМ/л

4,47 ± 0,42

29,13 ± 6,01

< 0,01

(л = 5)

(л = 7)

(0

Лактатемия, мМ/л

5,74 ± 0,66

6,85 ± 0,67

(п = 16)

(я = 16)

> 0,05

Триглицеридемия, мМ/л

0,35 ± 0,05

2,01 ± 0,67

< 0,05

(л = 5)

(л = 7)

(0

СЖК плазмы крови,

0,20 ± 0,02

0,16 ± 0,02

< 0,05

мэкв/л

(л = 9)

(л = 9)

(ТМФ)

Гликоген мышц, мг/100 г

188,0 ± 15,1

134,6 ± 25,6

<0,05

ткани

(л = 9)

(л = 9)

(ТМФ)

Лактат мышц, мМ/100 г

3,9 ± 0,6

3,0 ± 0,5

<0,05

ткани

(л = 15)

(л = 16)

(ТМФ)

Гликоген мозга, мг/цель-

4,7 ± 0,5

7,2 ± 0,7

< 0,01

ный мозг

(л = 12)

(л = 12)

(0

Лактат мозга, (мМ/цель-

2,3 ± 0,2

5,2 ± 0,5

< 0,001

ный мозг) • 10~2

(л = 6)

(л = 7)

(0

Примечание. Достоверность различий (р) оценивали при помощи /-критерия Стьюдента и точного метода Фишера (ТМФ). Здесь и в табл. 2: п — число животных.

деляли на биохимическом анализаторе фирмы KONE (Финляндия). Содержание гликогена в тканях исследовали с помощью нефелометрического метода [14].

Дополнительно проводили исследование гликолитического потребления глюкозы in vitro гомогенатами мозга здоровых и больных ИЗСД крыс. Инкубационная среда, приготовленная на основе раствора Кребса, содержала 10 мМ/л глюкозы, 119 мМ/л NaCl, 4,7 мМ/л КС1, 3,5 мМ/л СаС12, 1,2 мМ/л КН2РО4, 2,4 мМ/л MgSO4, 25 мМ/л NaHCO3. 0,5 мл 25% гомогената мозга, приготовленного на свободной от глюкозы среде, смешивали с 0,5 мл глюкозосодержащей среды. 0,05 мл полученной смеси забирали для определения лактата на "нулевой” момент времени. Затем, после 2-часовой инкубации при 37°С, повторно определяли содержание молочной кислоты. Скорость накопления лактата рассчитывали на цельный мозг по разнице между конечным уровнем молочной кислоты и ее содержанием на "нулевой" момент времени.

В отдельной серии экспериментов изучали устойчивость к ФН и чувствительность к острой гипоксии через 3 сут после инъекции аллоксана. Устойчивость к физической нагрузке оценивали по длительности принудительного плавания при температуре воды 17—18°С. Чувствительность к гипоксии изучали при помощи метода [7], модифицированного нами для работы с крысами (принцип метода заключается в регистрации латентности развития гипоксической комы по критерию прекращения спонтанных движений у животных, помещенных под воду).

Результаты обработаны статистически. Достоверность различий оценивали по критерию Стьюдента (Z), а также при помощи точного метода Фишера. Различия считали достоверными при р < 0,05.

Результаты и их обсуждение

Через 72 ч после введения аллоксана у крыс развивались метаболические сдвиги, характерные для ИЗСД (табл. 1). Уровень гликемии натощак возрастал в 6,5 раза, а содержание ТГ в сыворотке крови повышалось в 5,7 раза. Содержание молочной кислоты в крови проявляло статистически незначимую тенденцию к приросту. Тяжесть метаболических расстройств при использованной модели ИЗСД иллюстрируются фактом гибели 26,5% крыс к 4-м суткам после инъекции аллоксана (из 117 крыс с экспериментальным ИЗСД погибло 31 животное).

На 4-е сутки с момента индукции ИЗСД было отмечено снижение концентрации циркулирующих СЖК на 20% (см. табл. 1). Скорее всего, этот феномен связан с недостаточным синтезом липо- протеинлипазы, которая является инсулинзависимым ферментом [11] и вносит существенный вклад в поддержание уровня СЖК крови [13]. По- видимому, развитие гипертриглицеридемии при аллоксановом диабете тоже в значительной степени связано с дефицитом активности липопроте- инлипазы, контролирующей удаление ТГ из крови и их депонирование в жировой ткани [11]. Нарушение депонирования ТГ в жировой ткани может рассматриваться как основа не только гипертриглицеридемии, но и снижения массы тела больных крыс (см. табл. 1).

Введение аллоксана приводило к существенному угнетению метаболизма глюкозы в мышечной ткани. Это проявлялось снижением содержания гликогена на 28% и молочной кислоты на 23% в квадрицепсе бедра (см. табл. 1). Поскольку мышечная ткань является самым крупным инсулинзависимым "потребителем" глюкозы [11, 13], описанные сдвиги следует рассматривать как следствие дефицита секреции инсулина [10] и вторичной инсулинрезистентности при аллоксановом диабете [3]. Сниженное потребление глюкозы ограничивает способность мышечной ткани к энергообеспечению собственных функций. При этом дефицит энергопродукции усугубляется снижением концентрации циркулирующих СЖК (см. табл. 1), окисление которых обеспечивает генерацию макроэргов в мышечных волокнах на фоне стрессорной инсулинрезистентности [8]. Таким образом, угнетение обмена глюкозы в мышцах и сопутствующее снижение уровня СЖК в крови целесообразно рассматривать как метаболическую основу уменьшения физической работоспособности при аллоксановом диабете. Справедливость этого вывода иллюстрируется ускоренным (на 42%) развитием утомления в процессе принудительного плавания больных крыс (табл. 2).

Содержание гликогена и лактата в головном мозге крыс с ИЗСД изменялось совершенно иным образом по сравнению с мышечной тканью. Как видно из табл. 1, к 4-му дню после введения аллоксана уровни гликогена и молочной кислоты оказались повышенными на 53 и 126% соответственно. Скорее всего, прирост содержания лактата в нервной ткани не связан с увеличением активности ферментов гликолиза, так как скорости образования молочной кислоты в глюкозосодержащей среде гомогенатами мозга здоровых и больных ИЗСД крыс in vitro не различались между со-

Таблица 2

Изменения физической работоспособности и устойчивости к острой гипоксии у крыс через 3 сут после введения аллоксана (М± т)

Группа животных

Длительность принудительного плаванья, мин

Латентность развития гипоксической комы, с

Интактный

16,7 ± 2,6

78,2 ± 3,0

контроль

(л = 11)

(л = 20)

Аллоксановый

9,7 ± 1,0*

87,6 ± 3,5*

диабет

(л = 9)

(« = 23)

Примечание. Звездочка — различия с контролем достоверны при р < 0,05 по /-критерию Стьюдента.

бой: 4,57 ± 0,35 мМ • 10“2/мозг/ч (л = 6) против 4,55 ± 0,34 мМ • 10_2/мозг/ч (л = 7; р > 0,05 соответственно). Не исключено, что накопление гликогена в мозге крыс с аллоксановым диабетом является причиной усиленного образования лактата мозгом in vivo.

Полученные результаты хорошо согласуются с общепринятыми представлениями об усиленном проникновении глюкозы в нервную ткань при ИЗСД, что считается важным механизмом развития диабетической нейропатии [1]. По-видимому, усиленное потребление глюкозы тканью мозга при диабете имеет не только негативное, но и определенное компенсаторно-приспособительное значение. Так, накопление гликогена в мозге крыс с аллоксановым диабетом можно рассматривать как один из механизмов компенсации снижения церебрального кровотока при ИЗСД [9]. Эта компенсация, скорее всего, достигается за счет усиления анаэробной, гликолитической энергопродукции, что и приводит к накоплению молочной кислоты в ткани мозга. Стоит добавить, что умеренное накопление лактата в тканях при гипоксии рассматривается как адаптивный феномен, направленный на смягчение гипоксической альтерации клеток [2].

Таким образом, накопление гликогена и лактата в ткани мозга крыс с аллоксановым диабетом можно рассматривать как метаболическую основу устойчивости организма к гипоксии. Целесообразность такой постановки вопроса подтверждается фактом достоверного прироста (на 12%) латентности развития гипоксической комы у больных крыс (см. табл. 2). При этом известно, что удовлетворенность энергетических запросов центральной нервной системы является критическим фактором, определяющим выживание в условиях острой гипоксии [2].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что угнетение метаболизма глюкозы в скелетной мускулатуре сопровождается накоплением гликогена и усилением анаэробного гликолиза в мозге крыс с аллоксановым диабетом. По-видимому, такое перераспределение отражает преимущественное потребление глюкозы инсулиннезависимыми тканями при ИЗСД в ущерб инсулинзависимым тканям. Такая ситуация приводит к разнонаправленным изменениям энергообеспечения мускулатуры и мозга и как следствие к разнонаправленным сдвигам физической работоспособности и переносимости острой асфиксии. При этом само снижение физической работоспособности является фактором, уменьшающем общий кислородный запрос организма [4]. Вполне возможно, что выявленные метаболические и функциональные сдвиги составляют основу компенсаторно-приспособительной реакции, смысл которой состоит в смягчении последствий нарушения мозгового кровообращения при ИЗСД.

Выводы

  1. Через 3 сут после индукции аллоксанового диабета наблюдается снижение содержания гликогена и молочной кислоты в скелетной мускулатуре, что свидетельствует об угнетении метаболического потребления глюкозы инсулинзависимой тканью поперечнополосатых мышц.
  2. Аллоксановый диабет у крыс сопровождается развитием гипертриглицеридемии на фоне одновременного снижения уровня циркулирующих СЖК и уменьшения массы тела. Комплекс этих сдвигов позволяет судить о вероятном подавлении активности липопротеинлипазы и нарушенном депонировании ТГ в жировой ткани.
  3. Угнетение метаболизма глюкозы в мышечной ткани и одновременное уменьшение концентрации СЖК в плазме крови снижает доступность энергетических субстратов для мышечной ткани и как следствие уменьшает физическую работоспособность крыс с аллоксановым диабетом.
  4. Через 72 ч с момента индукции аллоксанового диабета наблюдается увеличение содержания гликогена и лактата в головном мозге больных крыс, что свидетельствует об увеличенном потреблении глюкозы инсулиннезависимой нервной тканью.
  5. Увеличение содержания гликогена в ткани мозга и одновременная активация гликолиза оптимизируют церебральную энергопродукцию в анаэробных условиях и как следствие увеличивают устойчивость крыс с аллоксановым диабетом к острой гипоксии.

Список литературы

1. Балаболкин М. И. Сахарный диабет. — М., 1994.

2. Биленко М. В. Ишемические и реперфузионные повреждения органов (молекулярные механизмы, пути предупреждения и лечения). — М., 1989.

3. Волчегорский И. А., Колесников О. Л., Цейликман В. Э. и др. // Пробл. эндокринол. — 1997. — № 2. — С. 38—41.

4. Карпман В. Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. — М., 1982.

5. Кило И., Уильямсон Дж. Что такое диабет? Факты и рекомендации: Пер. с англ. — М., 1993.

6. Коростовцева Н. В. Повышение устойчивости к гипоксии. — Л., 1976.

7. Кулинский В. И., Ольховский И. А., Ковалевский А. Н. // Бюл. экспер. биол. — 1986. — № 6. — С. 669—671.

8. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск, 1983.

9. Ромоданов А. П., Потапов А. И. // Вопр. нейрохир. — 1989- № 3. - С. 19-22.

10. Саркисов Д. С., Ремезов П. И. Воспроизведение болезней человека в эксперименте. — М., 1960.

11. Теппермен Дж., Теппермен X. Физиология обмена веществ и эндокринной системы: Пер. с англ. — М., 1989.

12. Duncombe W. G. // Clin. chim. Acta. — 1964. — Vol. 9. — P. 122-125.

13. Fanelli C. G., De Feo P., Porcellati F. clin. Invest. — 1992. - Vol. 89. - P. 2005-2013.

14. Hansen R. G., Rutter W. J., Craine E. M. //J. biol. Chem. — 1952. - Vol. 195. - P. 127-132.

15. Strom G. I/ Acta physiol, scand. — 1949. — Vol. 17. — p. 440-451.


Об авторах

И. А. Волчегорский

Челябинская государственная медицинская академия


Россия


О. Л. Колесников

Челябинская государственная медицинская академия


Россия


В. Э. Цейликман

Челябинская государственная медицинская академия


Россия


А. А. Колесникова

Челябинская государственная медицинская академия


Россия


Рецензия

Для цитирования:


Волчегорский И.А., Колесников О.Л., Цейликман В.Э., Колесникова А.А. Исследование устойчивости к физической нагрузке и острой гипоксии у крыс с аллоксановым диабетом. Проблемы Эндокринологии. 1998;44(5):42-44. https://doi.org/10.14341/probl199844542-44

For citation:


Volchegorskiy I.A., Kolesnikov O.L., Tseylikman V.E., Kolesnikova A.A. Study of resistance to physical activity and acute hypoxia in rats with alloxan diabetes. Problems of Endocrinology. 1998;44(5):42-44. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl199844542-44

Просмотров: 236


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)