Перейти к:
Базальная и люлиберинстимулированная секреция гонадотропинов у овариэктомированных самок крыс со стрептозотоцин-индуцированным диабетом
https://doi.org/10.14341/probl11331
Аннотация
Известно, что нарушение функциональной активности репродуктивной системы организма у лабораторных животных при диабете связано не только с деструктивными изменениями гонад, но и с дисфункцией гипоталамо-гипофизарного комплекса. Показано, что у самок крыс с экспериментальным диабетом снижение базальной секреции гонадотропинов и половых гормонов и отсутствие ее циклических изменений могут быть обусловлены нарушениями центральной гипоталамической регуляции репродуктивной системы. Не исключена возможность изменений секреции гонадотропинов, связанных с нарушением чувствительности гонадотрофов гипофиза к действию люлиберина (ЛГ-РГ). Причем из литературы известно, что у особей мужского и.женского пола эти нарушения проявляются в разной степени. До сих пор остается спорным вопрос о том, насколько нарушения, возникающие при диабете, зависят от уровня половых стероидов и инсулина в организме. Учитывая тот факт, что инсулин может непосредственно участвовать в регуляции функции гонадотрофов, мы исследовали в условиях in vitro его влияние на чувствительность гипофиза к ЛГ-РГ на модели овари- жтомированных самок крыс со стрептозотоцин-индуцированным диабетом, которые получали эстрадиол в качестве компенсаторной гормонотерапии.
Для цитирования:
Бабичев В.Н., Адамская Е.И., Перышкова Т.А. Базальная и люлиберинстимулированная секреция гонадотропинов у овариэктомированных самок крыс со стрептозотоцин-индуцированным диабетом. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(1):43-46. https://doi.org/10.14341/probl11331
For citation:
Babichev V.N., Adamskaya Ye.L., Peryshkova T.A. Basal and LH-RH-stimulated gonadotropin secretion in oophorectomized female rats with streptozotocin-induced diabetes. Problems of Endocrinology. 1994;40(1):43-46. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11331
Известно, что нарушение функциональной активности репродуктивной системы организма у лабораторных животных при диабете связано не только с деструктивными изменениями гонад, но и с дисфункцией гипоталамо-гипофизарного комплекса [И, 12]. Показано, что у самок крыс с
экспериментальным диабетом снижение базальной секреции гонадотропинов и половых гормонов и отсутствие ее циклических изменений могут быть обусловлены нарушениями центральной гипоталамической регуляции репродуктивной системы [6, 14]. Не исключена возможность изменений секреции гонадотропинов, связанных с нарушением чувствительности гонадотрофов гипофиза к действию люлиберина (ЛГ-РГ). Причем из литературы известно, что у особей мужского и.женского пола эти нарушения проявляются в разной степени [3]. До сих пор остается спорным вопрос о том, насколько нарушения, возникающие при диабете, зависят от уровня половых стероидов и инсулина в организме [4, 19]. Учитывая тот факт, что инсулин может непосредственно участвовать в регуляции функции гонадотрофов [2], мы исследовали в условиях in vitro его влияние на чувствительность гипофиза к ЛГ-РГ на модели овари- жтомированных самок крыс со стрептозотоцинин- цуцированным диабетом, которые получали эстра- циол в качестве компенсаторной гормонотера- 1ИИ.
Концентрация Л Г (/) и ФСГ (//) в среде при инкубации аденогипофизов ОВК (в), ОВК+Ег (б) или ОВК-ЬЕг-|- 4-СТЗ (в).
Светлые столбики — бдзальный уровень гормона (/), темные — при нагрузке ЛГгРГ (2), заштрихованные вертикальными линиями — при нагрузке инсулином (3), заштрихованные косой клеткой — при нагрузке ЛГ-РГ и инсулином (5). Звездочка — /><0.05 при сравнении группы 2 и 1 или 4 и 3, треугольник — р<0,05 при сравнении групп 3 и I.
По оси ординат — содержание гормона ЛГ в среде (в нг на 1 мг ткани), по оси абсцисс — время инкубации (в ч).
Материалы и методы
Опыты проводили на беспородных белых половозрелых самках крыс массой тела 160—180 г, которых содержали в условиях контролируемого температурного режима (22— 25 °C) и освещенности (свет с 5 до 19 ч). Животных оварнзктомировали под эфирным наркозом и через 7 дней вводили стрептозотоцин (СТЗ) в дозе 60 мг на 1 кг массы тела в 0,2 мл цитратного буфера (pH 4,5), внутрибрюшинно или тот же объем буфера. В группу экспериментальных животных отбирали крыс, у которых концентрация глюкозы в крови составляла более 12 ммоль/л (у контрольных животных — 2,7—3,6 ммоль/л). Через 21—25 дней после введения СТЗ животные получали эстрадиола бензоат (Ej) в дозе 5 мкг в 0,2 мл оливкового масла. Крыс декапитировали через 72 ч, извлекали аденогипофизы, которые делили на 2 части и по 2 половинки от разных гипофизов преинкубировали в 1 мл среды 199, насыщенной в атмосфере 95 % О2 и 5 % СОг и содержащей 20 ммоль HEPES и 20 ммоль бацитроцина («Serva»). После смены среды гипофизы инкубировали при 37 °C при постоянном встряхивании с добавлением ЛГ-РГ (50 нг/мл) и/или инсулина (24 мкЕД/мл) в течение 5 ч, собирая аликвоты по 20 мкл каждый час для последующего определения лютеинизирующего (ЛГ) и фолликулостимулирующего (ФСГ) гормонов, причем через 4 ч проводили замену среды на новую.
Определение концентрации ЛГ и ФСГ в среде проводили радиоиммунологическим методом с использованием наборов NIDDK (США). Концентрацию гормонов выражали в нанограммах NIDDK-rLH-RP-З и NIDDK-rFSH-RP-2 соответственно на 1 мг ткани гипофиза.
Результаты обрабатывали статистически с помощью /-критерия Стьюдента.
Результаты и их обсуждение
Определение секреции гонадотропинов аденогипофизами овариэктомированных самок крыс (ОВК) в условиях in vitro показало, что добавление в среду ЛГ-РГ вызывает увеличение концентрации ЛГ только через 3 ч инкубации (см. рисунок, I, а), а ФСГ — через 5 ч (см. рисунок, II, а). Инсулин не влиял на параметры базальной и ЛГ-РГ-стимулированной секреции Л Г, но ускорял ответную реакцию ФСГ на введение ЛГ-РГ, которую регистрировали через 3 ч. Предварительное введение животным Ег не вызывало особых изменений уровня базальной секреции гонадотропинов, но ЛГ-РГ-стимулированная секреция гормонов была иной: увеличение концентрации ЛГ наблюдали уже через 1 ч инкубации (см. рисунок, /, б), а ФСГ — через 3 ч (см. рисунок, II, б). Максимальное увеличение концентрации гормонов в среде регистрировали через 5 ч. Такая же тенденция сохранялась после добавления инсулина в инкубационную среду.
Известно, что введение половых гормонов ОВК вызывает массивное высвобождение гонадотропинов из гипофиза, аналогично тому, как это наблюдается у интактных самок крыс в стадию проэструса (П). Эта модель позволяет изучать действие половых гормонов по механизму отрицательной и положительной обратной связи на уровне гипоталамо-гипофизарного комплекса. В утренние часы, через 72 ч после введения Ег чувствительность гипофиза к ЛГ-РГ примерно такая, как и в первой половине дня стадии П. Из литературы известно, что секреция гонадотропинов у ОВК осуществляется на повышенном уровне, аналогичном тому, который характерен для первой половины дня стадии П [8]. В нашем эксперименте прослеживалась подобная закономерность. Однако изменение ЛГ-РГ-стиму- лированной секреции гонадотропинов было различным у ОВК и ОВК+Ег: чувствительность гипофизов ОВК+Ег к ЛГ-РГ была выше, чем у ОВК.
Полученные результаты согласуются с представлением о том, что у ОВК повышенный уровень гонадотропинов в циркулирующей крови связан не с повышенной чувствительностью гипофиза к ЛГ-РГ, а с одновременным увеличением скорости синтеза и секреции гонадотропинов из аденогипофиза |8, 13].
В следующей серии опытов исследовали особенности секреции гонадотропинов из аденогипофизов ОВК+Ег с экспериментальным диабетом в условиях in vitro. Для этой группы животных была характерна повышенная скорость базальной секреции как Л Г (см. рисунок, 1, в), так и ФСГ (см. рисунок, II, в) во все временные интервалы. ЛГ-РГ-стимулированный ответ ЛГ регистрировали через 2 ч инкубации и по амплитуде он был ниже, чем у ОВК+Ег, составляя 160,8 % относительно контроля, тогда как в группе ОВК+Ег — 227 %.
Инкубация гипофизов животных опытной группы с инсулином значительно изменяла параметры как базальной, так и ЛГ-РГ-стимулированной секреции гонадотропинов: уровень базальной секреции гормонов снижался до такового контрольной группы животных, а величина ЛГ-РГ- вызванной секреции гонадотропинов даже превышала ту, которую наблюдали у контрольных животных.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что чувствительность гипофиза к ЛГ-РГ у ОВК+Ег снижена при стрепто- зотоцининдуцированном диабете. Причем это снижение не связано с измененным уровнем половых гормонов при данном заболевании, так как животные получали заместительную гормонотерапию.
Данные литературы по этому вопросу довольно разноречивы. Так, L. Seethalakshimi и соавт. [15] наблюдали снижение чувствительности гипофиза к ЛГ-РГ у самцов крыс со стрептозотоцинин- дуцированным диабетом. Q. Dong и соавт. [7] сообщили о снижении амплитуды пиков пульсирующей секреции ЛГ у орхиэктомированных крыс с экспериментальным диабетом, индуцированным стрептозоцином, в ответ на импульсное введение экзогенного ЛГ-РГ. В работе М. Tesone и соавт. [18] у ОВК крыс, получавших стрептозо- тоцин, зарегистрировано снижение биологически активного, но не иммунореактивного ЛГ в ответ на введение ЛГ-РГ, тогда как С. Valdes и соавт. [19] наблюдали гиперответ секреции ЛГ на внутривенное введение ЛГ-РГ у самок крыс с экспериментальным диабетом на стадии диэстру- са. В то же время S. Katayama и соавт. [11] не выявили различий чувствительности гипофиза к экзогенному ЛГ-РГ между группами больных диабетом и контрольных самок крыс, предполагая на основании этого, что нарушение функциональной активности гипофиза и ановуляция у крыс, больных диабетом, связано в первую очередь со снижением продукции ЛГ-РГ. На основании полученных результатов мы не исключаем этой возможности, тем более что в предыдущей работе [ 1 ] нами было показано изменение активности ЛГ-РГ- продуцирующей системы гипоталамуса у самцов крыс при диабете. Что касается разноречивости данных, полученных разными авторами, то, по; видимому, они обусловлены известными половыми различиями, а также использованием разных методологических приемов и животных с различной длительностью заболевания.
Другой особенностью, отмеченной у животных, больных диабетом, была повышенная базальная секреция гонадотропинов по сравнению с группой контроля. По-видимому, это также связано с нарушениями гипоталамо-гипофизарной оси, вызванными диабетом. В работе мы не определяли суммарного содержания гонадотропинов в гипофизе. Однако из литературы известно, что при диабете концентрация ЛГ и ФСГ в гипофизе повышена [10, 17] в результате нарушения секреторной активности гонадотрофов по механизму обратной связи. К такому выводу авторы пришли на основании того, что у животных при диабете на фоне сниженного уровня половых гормонов отмечен сниженный уровень ЛГ в крови. В нашем эксперименте подопытные и контрольные животные имели одинаковый уровень половых гормонов в циркулирующей крови, поэтому наблюдаемые изменения секреторной активности гонадотрофов могли быть обусловлены другими причинами, в частности связанными с развитием гипергликемии и гипоинсулемии.
В работе мы изучали возможное влияние инсулина на секреторную активность гонадотрофов в условиях in vitro и показали, что добавление инсулина в инкубационную среду способствует снижению базальной секреции ЛГ и ФСГ до уровня, наблюдаемого у контрольных животных, а чувствительность гонадотрофов к ЛГ-РГ возрастает у ОВК+Ег, получавших СТЗ. В то же время инсулин практически не влиял на эти параметры у ОВК и ОВК+Ег. То, что инсулин способен менять секреторную активность клеток гипофиза, уже сообщалось в литературе. Например, показано его тормозящее влияние на соматотрофы [5] и лактотрофы [16], активирующее действие на гонадотрофы в культуре клеток гипофиза [2], регуляторное влияние на функцию нейрогипофиза [9]. В отличие от этих сообщений мы не зарегистрировали значительного влияния инсулина на базальную и ЛГ-РГ-стимулированную секрецию гонадотропинов у животных, не получавших с СТЗ. И это в первую очередь связано с условиями проведения экспериментов: в нашем случае использовалась кратковременная инкубация гипофизов, в цитируемых работах — культура клеток и следовательно воздействие инсулина было более длительным и могло влиять на процессы как синтеза, так и секреции гормонов.
Можно предположить, что в норме инсулин оказывает тоническое влияние на секреторную активность клеток аденогипофиза по принципу отрицательной обратной связи. Именно этим, по- видимому, можно объяснить торможение базальной секреции ЛГ и ФСГ у крыс, больных диабетом, после добавления инсулина к среде. Каким образом и на каком уровне осуществляется данное влияние инсулина, остается пока неясным.
В заключение следует отметить, что полученные результаты свидетельствуют о нарушении чувствительности гонадотрофов гипофиза к ЛГ-РГ при экспериментальном диабете и возможной физиологической роли инсулина в регуляции репродуктивной функции организма на уровне гипофиза.
Выводы
- Введение Ег овариэктомированным самкам крыс изменяет характер ЛГ-РГ-стимулированной секреции гонадотропинов из аденогипофиза.
- Уровень базальной, но не ЛГ-РГ-стимули- рованной секреции гонадотропинов повышен у крыс с экспериментальным диабетом.
Инсулин тормозит базальную и повышает ЛГ-РГ-стимулированную секрецию ЛГ и ФСГ у ОВК, получавших Е2, со стрептозотоцининдуци- рованным диабетом.
Список литературы
1. Ельцева Т. В., Адамская Е. И., Перышкова Т. А., Бабичев В. Н. // Пробл. эндокринол.— 1992.— № 6.— С. 46—50.
2. Adashi Е. У., Hsueh A. J. U7., Yen S. S. С. // Endocrinology.— 1981.— Vol. 108.— Р. 1441 —1449.
3. Bestetti G., Locatelli V., Tirone F. et al. // Ibid.— 1985.— Vol. 117,— P. 208—216.
4. Bestetti G., Yuiker V., Locatelli V. et al. // Diebetes.— 1987.— Vol. 36.— P. 1315—1319.
5. Betteridge A., Wallis M. // J. Endocr.— 1979.—Vol. 80,— P. 239—245.
6. Chandrashekar V., Steger R. W., Bartke A. et al. // Neuroendocrinology.— 1991.— Vol. 54.— P. 30—36.
7. Dong Q., Lazarus R. M., Wong L. S. et al. // J. Endocr 1991,— Vol. 131,— P. 49—55.
8. Fullest P. C., Hiatt E. S., Schwartz N. B. // Endocrinology.— 1989 — Vol. 124,— P. 1370—1379.
9. Porsting M. L., Stempniak B., Guzek J. W. // J. Physiol. (Lond.).— 1992 - Vol. 446 — P. 272.
10. Howland В. E., Zebrowski E. J. // Experientia.— 1980.— Vol. 36.— P. 610—611.
11. Katayama S., Brownsheidle С. M., Wootten V. et al. // Diabetes.— 1984,— Vol. 33,— P. 324—327.
12. King T. S., Kang I. S. // Biochem. Res.— 1989.— Vol. 10.— P. 333—339.
13. Olson D. R., Blake С. A. 11 Neuroendocrinology.— 1991.— Vol. 53,- P. 124-133.
14. Sahu A., Sninsky C., Kalra P. S. et al. // Endocrinology.— 1990.— Vol. 126,— P. 192—198.
15. Seethalakshimi L., Menson M., Diamond D. // J. Urol. (Baltimore).— 1987,— Vol. 138,— P. 190—194.
16. Shenai R., Wallis M. // Biochem. Soc. Trans.— 1974.— Vol. 2,— P. 955—950.
17. Steger R. W., Amador A., Lam E. et al. // Endocrinology.—1989—Vol. 124.—P. 1737—1743.
18. Tesone M., Ladenheim R. G., Cheb-Terrab R. et al. // Ibid.— 1986.- Vol. 119,- P. 2412—2416.
19. Valdes С. T., Elkind-Hirsch К- E., Rogers D. G. 11 Neuroendocrinology.— 1990,— Vol. 51.— P. 406—412.
Об авторах
В Н БабичевРоссия
Е И Адамская
Россия
Т А Перышкова
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Бабичев В.Н., Адамская Е.И., Перышкова Т.А. Базальная и люлиберинстимулированная секреция гонадотропинов у овариэктомированных самок крыс со стрептозотоцин-индуцированным диабетом. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(1):43-46. https://doi.org/10.14341/probl11331
For citation:
Babichev V.N., Adamskaya Ye.L., Peryshkova T.A. Basal and LH-RH-stimulated gonadotropin secretion in oophorectomized female rats with streptozotocin-induced diabetes. Problems of Endocrinology. 1994;40(1):43-46. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11331

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).