Взаимосвязь функциональной активности надпочечников и гонад у обезьян в период пубертации
Аннотация
Тестикулярная и адренокортикальная эндокринная функция оценивалась в течение 1 года у обезьян Papio hamadryas, находящихся в пубертате. Уровени андрогенов в крови (тестостерон, дигидротестостерон, дегидроэпиандростерон), кортикостероидов (гидрокортизон, прогестерон, 17-гидроксипрогестерон, 17-гидроксипрегнандиол) и альдостерона были радиоиммуноанализированы. Повышение уровня андрогенов (тестостерона и дигидротестостерона) в крови экспериментальных животных в период полового созревания было связано с достоверным снижением концентрации кортикостероидов, наиболее выраженным у обезьян с максимальным повышением содержания тестостерона. Выявленные гормональные изменения не влияли на минералокортикоидную функцию коры надпочечников, поскольку уровень альдостерона оставался неизменным на протяжении всего периода наблюдения.
Для цитирования:
Бутнев В.Ю., Гончаров Н.П. Взаимосвязь функциональной активности надпочечников и гонад у обезьян в период пубертации. Проблемы Эндокринологии. 1995;41(4):41-43. https://doi.org/10.14341/probl11464
For citation:
Butnev V.Yu., Goncharov N.P. Relationship between functional activity of the adrenals and gonads in monkeys during puberty. Problems of Endocrinology. 1995;41(4):41-43. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11464
Механизмы функионалъной взаимосвязи надпочечных и половых желез на разных этапах развития организма привлекают внимание исследователей на протяжении длительного периода. Особый интерес вызывает взаимодействие указанных желез в критические периоды развития, в частности в период пубертации [5]. Это обусловлено тем, что отклонения в нормальном развитии надпочечных желез могут приводить к нарушению гормональных механизмов полового созревания [7].
Основное количество работ в мировой литературе по проблеме полового созревания посвящено изучению функции половых желез и вышележащих, регулирующих их деятельность, структур. Данные литературы по изучению эндокринной функции коры надпочечников в период пубертации представлены в значительно меньшей степени и зачастую носят противоречивый характер И, 3, 4, 6].
Имеющиеся противоречия, вероятно, в основном обусловлены двумя причинами: 1) использованием в качестве модели различных экспериментальных животных, значительно различающихся по своим эндокринным параметрам и механизмам полового созревания; 2) применением поперечной выборки (cross-sectional study) при анализе динамики концентрации половых гормонов и кортикостероидов на протяжении полового созревания. Указанный подход может нивелировать имеющиеся изменения вследствие выраженной индивидуальной вариабельности в концентрации гормонов, характерной для периода пубертации.
В связи с изложенным выше нами была поставлена задача параллельного изучения функции половых и надпочечных желез обезьян, самцов павианов гамадрилов, на протяжении пубертатного периода в течение 1 года с использованием продольной выборки (longitudinal study).
Материал и методы
Использовали 6 препубертатных самцов павианов гамадрилов в возрасте 3 лет. На протяжении эксперимента обезьяны содержались группой в одной большой клетке без взрослых животных. Кровь для определения половых гормонов и кортикостероидов брали 1 раз в 2 нед в течение 1 года.
Содержание гормонов и их предшественников (тестостерона и 5а-дигидротестостерона, кортизола, 17а-гидроксипро- гестсрона, 17-гидроксипрегнеполопа, дегидроэпиандростерона, прогестерона, альдостерона) определяли радиопммуноло- гичсским методом с предварительным хроматографическим выделением отдельных соединений па колонках с целитом.
До начала постановки радиоиммупологического анализа плазму хранили в замороженном состоянии при -20°С.
Расчет калибровочных кривых и определение содержания стероидов в плазме проводили па ЭВМ Д-3-28 в системе log- it-log координат.
Результаты и их обсуждение
Исходное содержание андрогенов - суммарное количество тестостерона и дигидротестостерона в крови исследуемых обезьян в возрасте 3 лет составляло менее 3,5 нмоль/л и нс обнаруживало выраженных индивидуальных колебаний (рис. I). На протяжении 4-го года жизни содержание андрогенов увеличивалось более чем в 2 раза, достигая 7,6 нмоль/л. В возрасте от 3,5 до 4 лет обращают на себя внимание выраженные индивидуальные различия уровня суммарных андрогенов в крови экспериментальных животных.
Между концентрациями тестостерона и дигидротестостерона в крови обезьян на протяжении 4-го года жизни обнаруживалась выраженная положительная корреляция (г = 0,82).
На рис. 2 представлена индивидуальная динамика содержания кортизола в крови 4 животных (№ 16418, 17252, 16749, 16766) в последовательные триместры 4-го года жизни. Исходное содср-
Рис. 1. Динамика содержания суммарного количества тестостерона и дигидротсстостсропа в крови пубертатных самцов павианов гамадрилов на протяжении 4-го года жизни.
Каждая точка на графике — среднее арифметическое значение для 6 животных (М ± ш).
№16749 №17666
Рис. 2. Индивидуальные показатели динамики содержания кортизола в крови 4 пубертатных самцов павианов гамадрилов в последовательные триместры (1-111) 4-го года жизни.
Здесь и на рис. 2: достоверность различий относительно исходного уровня: одна звездочка — р < 0,05, две — р < 0,01, три — р < 0,001.
жание кортизола варьировало в среднем от 550 до 830 нмоль/л. Во II или III триместрах отмечалось достоверное снижение уровня кортизола в крови каждой из 4 обезьян.
При анализе индивидуальных показателей концентрации стероидов было установлено, что наиболее выраженное снижение концентрациии кортизола в крови обезьян в период пубертации наблюдалось у животных с максимальным приростом уровня тестостерона. Так, у одного из экспериментальных животных (№ 16418) уровень тестостерона на протяжении 4-го года жизни возрос в 7,5 раза (с 2,8 До 21 нмоль/л), а концентрация кортизола одновременно снизилась в 2,9 раза (с 965 до 328 нмоль/л).
У этого же. самца в последовательные триместры 4-го года жизни достоверно снижалось содержание других предшественников: 17-гидроксипрегненолона и дегидроэпиандростерона- в 5,2 и 2,0 раза соответственно (см. таблицу).
На рис. 2 аналогичным образом представлена индивидуальная динамика уровня 17-гидрокси- прогестерона и прогестерона в крови двух экспериментальных животных (№ 15418 и 17252), у которых на протяжении 4-го года жизни наблюдалось максимальное повышение концентрации тестостерона в крови. На протяжении II и III триместра исследуемого периода концентрация указанных стероидных соединений была достоверно ниже, чем на протяжении I триместра.
Концентрация альдостерона на протяжении 4-го года жизни не подвергалась достоверным изменениям и составляла в среднем от 2022 + 172 до 2052 ± 197 пмоль/л в различные триместры исследуемого периода.
Проведено параллельное исследование эндокринной функции половых и надпочечных желез у группы обезьян (самцов павианов гамадрилов)
Рис. 2. Индивидуальные показатели динамики содержания 17-гидрооксипрогестсропа (вверху) и прогестерона (внизу) в крови 2 пубертатных самцов павианов гамадрилов (№ 16418 и № 17252) в последовательные триместры (I—III) 4-го года жизни.
в период пубертации на протяжении 1 года. Установлено, что наряду с повышением уровня андрогенов у экспериментальных животных наблюдалось достоверное снижение содержания кортикостероидов и их предшественников: кортизола, прогестерона, 17-гидроксипрогестерона, 17-гвдрзксипрегненолона, а также надпочечникового андрогена — дегидроэпиандростерона.
Механизм снижения содержания кортикостероидов в процессе полового созревания изучали на морских свинках J. Greiner и соавт. Авторы связывают обнаруженный феномен по крайней мере с двумя обстоятельствами: во-первых, со снижением I10-гидроксилазной активности в процессе полового созревания морских свинок, во-вторых, с повышением Д4-гидрогеназной активности в период созревания.
Однако в нашем эксперименте изменением активности 110-гидроксилазы можно объяснить лишь снижение уровня кортизола, но нс его предшественников, в структуре которых отсутствует гидроксильная группа у углеродного атома в положении 11.
Повышением Д4-гидрогеназной активности можно объяснить снижение концентрации кортикостероидов в крови пубертатных экспериментальных животных, однако эти изменения связаны скорее с особенностями метаболизма, чем биосинтеза стероидов.
Наряду с указанными причинами, на наш взгляд, нельзя исключить и недостаток ферментных систем (20- и 22-гидроксилаз, а также 20С- 22С-липазы) . на этапе превращения холестерина в прегненолон. Как известно, этот процесс является лимитирующим этапом синтеза всех стероидных гормонов как в коре надпочечников, так и в половых железах [2].
Значение обнаруженного феномена — снижение уровня кортикостероидов в крови пубертатных животных — необходимо рассматривать с учетом роли коры надпочечников в реализации адаптивных реакций организма. В растущем организме взаимоотношения между эндокринными железами отличаются большой подвижностью, а функциональные резервы эндокринных структур относительно невелики [1].
Выводы
- В пери^р; пд беубации на нр отяжт^нии года происходит повышение уровня тестостерона и 5а-дигидротестостерона, в то же время концентрация кортизола снижается.
Динамика содержания 17-гидроксипрсгнснолона и дегидроэпиандростерона (мкг^<ои^/'л, М ± т) в крови самца павиана гамадрила № 16418 в последовательные триместры 4-го года жизни
• Стероид |
Тримесгр |
||
I 1 1 |
HI |
||
17-Гндцоkсн- прегненолои |
0,92 ± 0,21 |
0,29 ± 0,05* |
0,18 ± 0.04** |
Деаадцпэпа- индрпстсцпн |
. 34,67 ± 4,85 |
21,S4 ± 2.0S* |
17,33 ± 1,39** |
Примечание. Достоверность различий относительно исходного уровня: одна звездочка — р < 0,05; две — р < 0,01.
- Пубертадир г^е сопропрждастся гт^мет^еенен! минералокортикоидной функции коры надпочечников.
Список литературы
1. Држевецкая И. А. Эндокринная система растущего организма. — М., 1987.
2. Розен В. Б. Основы Эндокринологии. — М., 1984.
3. Apter D, Pakarinen A., Hammond G. D., Vihko R. // Acta paediat. scand. — 1979. — Vol. 6S. — P. 599—604.
4. Blizzard R. M., Thompson R. G., Bagdassarian A. et al. // Control of the Onset of Puberty / Eds M. M. Grumbach et al. // — New York, 1974. — P. 342—359.
5. Ducharme J. R., Forest M. G., de Peretti E. et al. // J. clin. Endocr. — 1976. — Vol. 42, N 3. — P. 468—476.
6. Parker L. N., Sack J., Fisher D. A., Odell W. D. // J. clin. Endocr. — 1976. — Vol. 42, N 3. — P. 468—476.
7. Sizonenko C., Paunier L., Campignac D. // Horn. Res. — 1976. — Vol. 7. — P. 288—302.
Об авторах
В. Ю. БутневЭндокринологический научный центр РАМН; Приматологический центр
Россия
Н. П. Гончаров
Эндокринологический научный центр РАМН; Приматологический центр
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Бутнев В.Ю., Гончаров Н.П. Взаимосвязь функциональной активности надпочечников и гонад у обезьян в период пубертации. Проблемы Эндокринологии. 1995;41(4):41-43. https://doi.org/10.14341/probl11464
For citation:
Butnev V.Yu., Goncharov N.P. Relationship between functional activity of the adrenals and gonads in monkeys during puberty. Problems of Endocrinology. 1995;41(4):41-43. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11464

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).