Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Функциональное состояние щитовидной железы при длительном воздействии фторидов

https://doi.org/10.14341/probl11890

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Функция щитовидной железы была исследована у 165 работников электролизных цехов алюминиевого производства с более или менее выраженными признаками хронической фтористой интоксикации (флюороз) с помощью радиоиммуноанализа гормонов и теста поглощения 131I щитовидной железой. Выявленные нарушения щитовидной железы характеризовались умеренным снижением йодопоглощающей функции, низким уровнем Т3 при нормальном уровне Т4 и небольшим увеличением концентрации ТТГ. Эти изменения сопровождались прогрессией флюороза и его большей продолжительностью. Следовательно, синдром низкого T3 и пониженной накопления 131I можно рассматривать как диагностические признаки флюороза. При токсическом поражении печени у больных флюорозом синдром низкого Т3 наблюдалсяся гораздо чаще: в 75,6% случаев. Нарушения функции печени, по-видимому, приводят к нарушениям периферического превращения Т4 в Т3. Нельзя исключать и косвенное влияние фтора на ферментативную систему дейодирования.

Для цитирования:


Михайлец H.Д., Балаболкин М.И., Ракитин В.А., Данилов И.П. Функциональное состояние щитовидной железы при длительном воздействии фторидов. Проблемы Эндокринологии. 1996;42(1):6-9. https://doi.org/10.14341/probl11890

For citation:


Mikhailets N.D., Balabolkin M.I., Rakitin V.A., Danilov I.P. Thyroid function during prolonged exposure to fluorides. Problems of Endocrinology. 1996;42(1):6-9. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11890

Вопрос о специфическом воздействии фтора на щитовидную железу у людей остается спорным.

При экспериментальном флюорозе ' специфическая токсичность фтора для щитовидной железы не вызывает сомнений. Наблюдается картина ослабленной активности тиреоидного эпителия, и по мере увеличения срока интоксикации нарастают деструктивные изменения в фолликулярных клетках [1, 9].

В эндемичной по фтору местности, по мнению ряда авторов [6, 12, 13], специфической токсичности фтора для щитовидной железы не существует. Определяющими для интоксикации фтором считаются доза и время его экспозиции. В условиях промышленного воздействия фтора (в среднем у рабочих электролизных цехов 10 мг/смена) мы имеем дело с его ингаляционным поступлением в организм, в такой форме фтор действует в 30 раз сильнее, чем фтор питьевой воды [10]. Поэтому по сравнению с эндемической ситуацией, когда содержание фтора в питьевой воде колеблется от 1,65 до 3,50 мг/л [2, 6], промышленное воздействие фтора оказалось более мощным — в 10—20 раз. Имеющиеся в литературе данные исследований йодпоглотителыгой функции щитовидной железы непосредственно в условиях производства характеризуют ее гипофункцию, а исследования в клинике — гиперфункцию железы, нарастающую по мере увеличения производственного стажа [3]. Наряду с этим выявлено снижение содержания трийодги- ронина (Т3) уже на ранних стадиях фтористой интоксикации при нормальном уровне тиреотропного гормона (ТТГ), а при длительном контакте — снижение тиреотропной функции гипофиза [7]. Таким образом, представления о функциональном состоянии щитовидной железы при промышленном воздействии фторидов неоднозначны, а наблюдения малочисленны.

Целью настоящей работы явилось изучение особенностей функционирования щитовидной железы у людей в условиях профессиональной хронической фтористой интоксикации

Материалы и методы

Обследованы рабочие электролизных цехов алюминиевого завода: 165 мужчин в возрасте 30—55 лет со стажем работы до 10 лет — 27 человек, 11—15 лет — 41 человек, 16—20 лет — 40 человек, 21—25 лет — 37 человек, более 25 лет — 15 человек. Среди обследованных были лица с хронической фтористой интоксикацией |5]: I стадия флюороза (Ф1) — у 43 человек, II стадия флюороза (ФП) — у 81, "подозрение на флюороз"[1] (ПФ) было отмечено у 41 человека. Группу больных с токсическим поражением печени (ТПП), проявляющимся синдромом умеренного цитолиза, составили 37 человек, в том числе 24 с ФП, 7 с Ф1, 6 с ПФ. Контрольную группу составили 25 мужчин соответствующего возраста, не испытывающих влияния соединений фтора. Проводилось клиническое обследование в стационаре, размеры щитовидной железы определялись пальпаторно; радиоиммунологически в сыворотке определяли уровень ТТГ, Т3, тироксина (Т4) наборами ELSA-2-ТБН, CIS (Франция) на основе моноклональных антител, рио-Т3-ПГ, (Минск, Lеларусь). Исследовали тест поглощения Ш1 щитовидной железой через 2, 4, 24, 48 ч. Результаты обрабатывали методом вари ационной статистики с использованием 7-критерия Стыодента.

Частота (в %) выявления гипотеста (светлые столбики) и гипертеста (заштрихованные столбики) в зависимости от стажа (а) и стадии заболевания (б).

Результаты и их обсуждение

Диффузного зоба у обследованных лиц не выявлено, однако у 1/3 рабочих со стажем работы до 10 лет отмечалось увеличение щитовидной железы I—II степени, в то время как в группах с большим рабочим стажем оно регистрировалось лишь в единичных случаях. Клинически функциональное состояние щитовидной железы оценивалось как эутиреоидное, что совпадает с данными других авторов [2, 3, 6]. Однако следует отметить, что по внешнему виду большинство обследованных рабочих были на 3—7 лет старше их паспортного возраста.

При исследовании виутритиреоидной фазы йодного обмена отмечалось снижение захвата 1311 щитовидной железой у 40,7% обследованных (накопление Ш1 щитовидной железой через 24 ч ниже 26% расценивалось как сниженное, т. е. гипотест, выше 42% — повышенное, т. е. гипертест при норме в эндемичной по йоду местности 36,6 ± 6,0%). Причем у большинства обследованных при удовлетворительной йодпоглотительной функции в 1-е сутки страдает стадия органификации йода во 2-е сутки. По- видимому, имеет место снижение активности пероксидазы.

Что касается рабочих со стажем более 20 лет и лиц с ФП, то гипотест выявляется у половины из них. Напротив, частота гипертеста, составляющая в группе рабочих с малым стажем 30%, отчетливо снижается с увеличением стажа работы и при ФП до единичных случаев (см. рисунок). Таким образом, внутритиреоидная фаза йодного обмена при хроническом воздействии фторидов оценивается как сниженная, а гипотест может служить одним из диагностических признаков хронической фтористой интоксикации.

У рабочих со стажем более 10 лег достоверно снижено содержание Т3 по сравнению с контрольной группой, причем с увеличением стажа оно продолжало снижаться, достигая у лиц со стажем работы более 20 лет и у больных с ФП низких значений, соответствующих гипотиреозу (см. таблицу). Частота выявления низкого уровня Т3 у рабочих с большим стажем составила 47%, причем этот показатель отчетливо нарастает с увеличением стажа работы и стадии заболевания,

достигая при стаже более 20 лет 65%, при ФИ — 54.4%. (см. таблицу). Содержание Т4 существенно не изменялось, что дает основание считать биосинтез гормона в щитовидной железе ненарушенным. Снижение концентрации Т3 на фоне нормального уровня Т4 наблюдали и другие авторы в эндемичных по фтору местностях и в условиях производственного воздействия фторидов [2, 7].

У мужчин основной группы уровень ТТГ достоверно повышен по сравнению с контрольной группой, число лиц с уровнем ТТГ, незначительно превышающим верхнюю границу нормы, среди рабочих предприятий в 1,5 раза больше, чем в контрольной группе, — 21,7 и 14% соответственно. С увеличением стажа работы и стадии флюороза выявляется тенденция к повышению концентрации ТТГ. Различия в содержании ТТГ в крови рабочих со стажем более 10 лет были достоверны по сравнению с таковым показателем в группе рабочих со стажем до 10 лет. У больных с Ф1 и ФИ и у лиц с ПФ концентрация ТТГ в крови достоверно не различалась.

Таким образом, изучение тиреоидного статуса у рабочих электролизных цехов в зависимости от продолжительности контакта с фторидами и стадии заболевания выявило определенные особенности функционального состояния щитовидной железы, не сопровождающиеся клиникой гипо- или гипертиреоза. Снижение йодпоглотитель- ной функции щитовидной железы, нарастающее с увеличением производственного стажа и стадии заболевания, носит умеренный характер и не приводит к нарушению биосинтеза и секреции тиреоидных гормонов щитовидной железой, о чем свидетельствует неизмененный уровень Т4. Снижение концентрации Т3, усиливающееся с увеличением стажа и стадии флюороза, достаточно выражено и соответствует гипотиреозу. По- видимому, синдром низкого содержания Т3 обусловлен действием фтора на периферическую конверсию Т4 в Т3 на уровне клетки-мишени, хотя это действие может быть опосредованным вследствие нарушения функциональной активности других желез внутренней секреции. В частности, снижение андрогенного статуса при хронической фтористой интоксикации, достаточно полно изученное в последние годы [8], может привести к сопряженным изменениям тиреоидной функции [4, 14].

Возможно, синдром низкого уровня Т3 сопряжен с поражением печени, которое часто наблюдается при флюорозе. Наибольшая частота (75,6%) выявления синдрома низкого уровня Т3 наблюдается в группе рабочих с ТПП (см. таблицу). Это подтверждает важную роль печени в периферическом дейодировании Т4, происходящем прежде всего в паренхиме печени [11]. По- видимому, в формировании синдрома низкого уровня Т3 печень играет ведущую роль. Отмечаемый при многих острых или хронических патологических состояниях и в метаболических ситуациях, подобных голоду и недоеданию, синдром низкого уровня Т3, возможно, способствует сниженному метаболизму, направленному на сбережение энергии [11].

Выводы

  1. При хронической фтористой интоксикации у рабочих промышленных предприятий отмечаются нарушения тиреоидной функции, характеризующиеся снижением йодпоглотительной функции щитовидной железы, синдромом низкого уровня Т3, незначительным увеличением концентрации ТТГ.
  2. Выявленные изменения нарастали с увеличением продолжительности контакта с фторидами и стадии заболевания.
  3. Наибольшая частота выявления синдрома низкого уровня Т3 отмечалась среди рабочих с хронической фтористой интоксикацией, включающей ТПП.
  4. Снижение йодпоглотительной функции щитовидной железы и/или наличие синдрома низкого уровня Т3 могут служить диагностическими признаками хронической фтористой интоксикации.
  5. Снижение уровня Т3, скорее всего, идет за счет нарушения конверсии Т4 в Т3 на уровне клетки-мишени. Причинами нарушения конверсии могут быть фтор, действующий на ферментную систему дейодирования, а также вызванное им токсическое поражение печени.

[1] Рабочие, отмечающие полиартралгии и/или оссалгии, но не имеющие на момент обследования клинико-рентгенологических проявлений костного или висцерального флюороза.

Список литературы

1. Авцин А.П., Жаворонков А.А. Патология флюороза. — Новосибирск, 1981.

2. Бачинский Н.П., Гуцаленко О.А., Нарыжник И.Д. // Пробл. эндокринол. — 1985. — № 6. — С.25—28.

3. Богданов Н.А., Гембицкий Е.В. Производственный флюороз. — М., 1975.

4. Гладкова А.И., Корниенко Н.А. // Пробл. эндокринол. — 1991 - №3. - С.56-59.

5. Зислин Д.М., Андреева Г.Д., Бирская Е.Я. и др. // Гиг. труда. - 1979. - №8. - С.11-14.

6. Сидора В.Д., Шляхта А.И., Югов В. К. и др. // Пробл. эндокринол. — 1983. — № 4. — С.32—35.

7. Токарь В.И., Волошнин В.В., Щербаков С.В. // Гиг. труда. - 1989. - № 9. - С.19-22.

8. Токарь В.И., Жаворонков А.А., Щербаков С.В. Фтор и эндокринная система. - Новосибирск, 1991.

9. Хусаинова К.К, Семенов Г.В., Перминов В.В. Здравоохр. Казахстана. — 1971. — № 12. — С.42—45.

10. Циприям А.И., Швайко И.М., Буряк П.М., и др. // Проблемы охраны здоровья населения и защиты окружающей среды от химически вредных факторов. — Ростов-н/Д., 1986. - С.151-152.

11. Cavaliiri R.R., Rapoport В. // Аnnu. Rev. Med. — 1977. — Vol. 28. - Р.57-65.

12. Demote V. Toxic Effects on the Thyroid, Fluorides and Human Health. — Geneva, 1970.

13. Kessabi M. // Rev. med. Vet. — 1984. — Vol.135. — P.497-510.

14. Nunes M.T., Bianco A.C., Douglas C.R. // Hormones, Lipoproteins and Atherosclerosis. — Budapest; Oxford, 1981. — P.207-222.


Об авторах

H. Д. Михайлец

Новокузнецкий институт гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН; Московская Медицинская Академия им. И. М. Сеченова


Россия


М. И. Балаболкин

Новокузнецкий институт гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН; Московская Медицинская Академия им. И. М. Сеченова


Россия


В. А. Ракитин

Новокузнецкий институт гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН; Московская Медицинская Академия им. И. М. Сеченова


Россия


И. П. Данилов

Новокузнецкий институт гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН; Московская Медицинская Академия им. И. М. Сеченова


Россия


Рецензия

Для цитирования:


Михайлец H.Д., Балаболкин М.И., Ракитин В.А., Данилов И.П. Функциональное состояние щитовидной железы при длительном воздействии фторидов. Проблемы Эндокринологии. 1996;42(1):6-9. https://doi.org/10.14341/probl11890

For citation:


Mikhailets N.D., Balabolkin M.I., Rakitin V.A., Danilov I.P. Thyroid function during prolonged exposure to fluorides. Problems of Endocrinology. 1996;42(1):6-9. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11890

Просмотров: 2623


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)