Перейти к:
Ограничение подвижности суставов — осложнение сахарного диабета у детей и подростков
https://doi.org/10.14341/probl12154
Аннотация
Ретинопатия, нефропатия, нейропатия — классическая триада поздних осложнений сахарного диабета. Как известно, при сахарном диабете хроническое нарушение метаболизма может приводить к выраженным морфофункциональным отклонениям в большинстве органов и систем. Органные изменения при сахарном диабете I и II типов описаны в достаточно большом количестве исследований.
Ограничение подвижности суставов (ОПС) впервые детально было описано Розенблюмом в 1974 г.. У больных молодого возраста, страдающих диабетом, ОПС определялось как уменьшение возможности движений в малых (чаще) и больших суставах. Эти изменения обычно манифестируют в виде безболезненных симметричных контрактур суставов, поражающих в первую очередь проксимальные межфаланговые сочленения IV и V пальцев кистей с последующим вовлечением других суставов, особенно пальцев, кисти, шейного отдела позвоночника. Кожа, покрывающая сочленения, выглядит утолщенной, плотной, восковидной со сниженной эластичностью. На ранних стадиях эти контрактуры не вовлекают в процесс костную ткань, а лишь периаргикулярную соединительную ткань. Однако при большой давности ОПС на рентгенограммах регистрируются вторичные костные изменения.
Отдельные сообщения зарубежных авторов указывают, что у молодых больных инсулинзависимым сахарным диабетом (ИЗСД) с давностью болезни от 3—4 до 15—20 лет регистрируется довольно значительная распространенность ОПС, сравнимая с частотой других хорошо изученных поздних осложнений типа ретинопатии, нейропатии. В общей популяции ОПС встречается не чаще, чем у 1 —1,2% населения.
В отечественной литературе нам не встретилось систематизированного сообщения на эту тему, что и явилось причиной настоящего исследования.
Для цитирования:
Лебедев Н.Б., Кураева Т.Л. Ограничение подвижности суставов — осложнение сахарного диабета у детей и подростков. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(5):4-7. https://doi.org/10.14341/probl12154
For citation:
Lebedev N.B., Kuraeva T.L. Limited mobility of the joints: a complication of diabetes mellitus in children and adolescents. Problems of Endocrinology. 1994;40(5):4-7. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl12154
Ретинопатия, нефропатия, нейропатия — классическая триада поздних осложнений сахарного диабета. Как известно, при сахарном диабете хроническое нарушение метаболизма может приводить к выраженным морфофункциональным отклонениям в большинстве органов и систем. Органные изменения при сахарном диабете I и II типов описаны в достаточно большом количестве исследований.
Ограничение подвижности суставов (ОПС) впервые детально было описано Розенблюмом в 1974 г. [13]. У больных молодого возраста, страдающих диабетом, ОПС определялось как уменьшение возможности движений в малых (чаще) и больших суставах. Эти изменения обычно манифестируют в виде безболезненных симметричных контрактур суставов, поражающих в первую очередь проксимальные межфаланговые сочленения IV и V пальцев кистей с последующим вовлечением других суставов, особенно пальцев, кисти, шейного отдела позвоночника [14]. Кожа, покрывающая сочленения, выглядит утолщенной, плотной, восковидной со сниженной эластичностью. На ранних стадиях эти контрактуры не вовлекают в процесс костную ткань, а лишь периаргикулярную соединительную ткань. Однако при большой давности ОПС на рентгенограммах регистрируются вторичные костные изменения [17].
Отдельные сообщения зарубежных авторов указывают, что у молодых больных инсулинзависимым сахарным диабетом (ИЗСД) с давностью болезни от 3—4 до 15—20 лет регистрируется довольно значительная распространенность ОПС, сравнимая с частотой других хорошо изученных поздних осложнений типа ретинопатии, нейропатии. В общей популяции ОПС встречается не чаще, чем у 1 —1,2% населения [11].
В отечественной литературе нам не встретилось систематизированного сообщения на эту тему, что и явилось причиной настоящего исследования.
Материалы и методы
Обследовано 108 больных с давностью ИЗСД не менее 5 лет с манифестацией в детском возрасте. Возраст больных колебался от 6 до 22 лет (14,1 +3,2 года), давность болезни — от 5 до 14 лет (8,6+ 1,8 года).
Для установления (или исключения) ОПС в качестве скринингового метода больным предлагается сложить ладонные поверхности кистей и пальцев на всем протяжении (методика Розенблюма). При этом определяли, насколько плотно смыкаются суставные поверхности. В случае невозможности примкнуть пальцы друг к другу на всем протяжении это очевидно на глаз, а выраженность дефекта можно разделить по стадиям. Явное нарушение документировали также путем отпечатывания на бумаге смазанных типографской краской пальцев и ладоней (рис. 1, 2).
Помимо этого, у всех больных проводился скрининг: а) ретинопатии методом прямой офтальмоскопии, б) нефропатии путем выявления в моче микроальбуминурии методом «сухой химии», тест считался положительным, если как минимум в 2 из 3 порций мочи содержался альбумин в концентрации выше 20 мг/л (использовали индикаторные полоски фирмы «Boehringer Mannheim»), в) задержки физического развития, которую определяли как показатель длины тела ниже 10-й перцентили возрастной нормы, а также показатель погодовых темпов роста ниже 10-й перцентили возрастной нормы.
Уровень метаболического контроля ИЗСД у больных на протяжении болезни оценивали по среднесуточной гликемии, а также по уровню гликированного гемоглобина (у части больных — колориметрическим методом по Fluckiger и Winterhalter в модификации В. К. Городецкого, у части больных — на анализаторе фирмы «Kioto Daiichi»).
Рис. 2. Отпечатки ладонной поверхности кисти этих же больных.
Результаты и их обсуждение
Среди всех 108 больных ОПС было установлено у 48 (44,4%). Большинство больных имели разную степень ОПС кистей рук, лишь у одного отмечено поражение и локтевых суставов. ОПС было симметричным и варьировало от минимально выраженных до грубых изменений, нарушающих функциональные возможности пальцев, особенно для выполнения работы, требующей высокой дифференцировки или тонких манипуляций. Некоторые больные жаловались на утреннюю скованность в пальцах. С нарастанием степени нарушений появлялось снижение тактильной и болевой чувствительности, обусловленное, вероятно, как кожными изменениями, так и развитием дистальной полинейропатии [7, 18 ].
У 2 больных 17 лег с ОПС пальцев сформировалась контрактура Дюпюитрена [4], что позволяет предположить возможный единый механизм развития этих осложнений, а контрактуру Дюпюитрена рассматривать как осложненную форму ОПС.
Анализ клинического материала и данных литературы позволил нам предложить простую и, на наш взгляд, удобную для практического применения классификацию ОПС у больных диабетом: 1-я стадия (простая) — поражение межфаланговых суставов менее чем в 3 пальцах кисти без других отклонений; 2-я стадия (выраженная)— поражение межфаланговых суставов в 3 пальцах кистей или более, поражение любого числа суставов пальцев кистей рук плюс поражение других суставов (лучезапястного, локтевого, шейных); 3-я стадия — поражение, характерное для 2-й стадии, плюс фиброзные изменения соединительной ткани ладонного апоневроза (контрактура Дюпюитрена), поражение, характерное Для 2-й стадии, плюс вторичные рентгенологические изменения в костях.
Частота обнаружения осложнений оказалась следующей: ОПС — у 44,4% больных, начальная ретинопатия — у 41,9%, задержка физического созревания— у 34,1%, микроальбуминурия — у 26,8%, катаракта различной степени зрелости — у 10,2%, липоидный некробиоз — у 7,4%.
Вероятно, несколько неожиданным явился тот факт, что частота выявляемое™ ОПС в анализируемой группе оказалась самой высокой среди шести изучавшихся параметров, характеризующих поздние осложнения. Однако необходимо отметить, что в немногочисленных зарубежных публикациях распространенность данного осложнения в группах, схожих по возрасту больных ИЗСД и давности, тоже была довольно значительной и колебалась от 29 до 46% [7, 9, 15, 18]. В то же время, по-видимому, следует учесть тот факт, что полученная в настоящем исследовании цифра, равная 44,4%, не совсем отражает истинную распространенность ОПС среди больных, страдающих с детства ИЗСД, в стране. Это объясняется тем, что опытная группа состояла из больных, которые госпитализировались в специализированное отделение из различных регионов страны, т. е. были в среднем с более тяжелым течением ИЗСД, чем общая популяция больных. Следовательно, в этой группе правомочно ожидать несколько более высокий процент любых осложнений, в том числе ОПС.
Взаимосвязь хронологического возраста больных, а также давности ИЗСД, с одной стороны, и ОПС — с другой, оказалась следующей (рис. 3). ОПС относительно редко встречалось у больных с давностью болезни 5 лет — в среднем у каждого 7-го больного и у каждого 4-го пациента моложе 12 лет. При большей давности ИЗСД и в более старших подгруппах выявляемость резко возрастала, приближаясь к 50%. У больных старшего подросткового возраста и у молодых взрослых, а также у больных с давностью болезни не менее 10 лет ОПС разной степени отмечено более чем в половине случаев (у 53,3 и 57,1% соответственно).
Рис. 3. Взаимосвязь ОПС с хронологическим возрастом и давностью болезни.
Довольно четкая корреляция выявлена также между степенью гликемического контроля и ОПС (рис. 4). Лишь в среднем у каждого 8-го больного удалось обнаружить данное осложнение при среднесуточной гликемии <10 ммоль/л и у больных с уровнем НЬ Аь менее чем в 1,2 раза превышающего верхнюю границу нормы метода. В то же время ОПС выявлялось примерно у половины больных (у 48) с уровнем НЬ Аь превышающим в 1,5 раза верхнюю границу нормы метода, или у пациентов со среднесуточной гликемией выше 13 ммоль/л (у 53,9%).
Тесная взаимосвязь осложнений, с одной стороны, и большей давности заболевания, а также худшего контроля болезни, с другой стороны, была показана в долгосрочных наблюдениях для таких осложнений, как ретинопатия, нефропатия, макроангиопатия [5, 8, 12]. Полученные в настоящей работе результаты также свидетельствуют об аналогичной отрицательной корреляции ОПС с давностью болезни и степенью декомпенсации.
Представляет интерес изучение взаимосвязи дискретного сочетания ОПС и каждого из анализировавшихся осложнений ИЗСД у одних и тех же больных (рис. 5). Наиболее четкая корреляция выявлена для таких отклонений, как микроальбуминурия, отставание темпов физического созревания, катаракты, с одной стороны, и ОПС — с другой. При задержке роста вероятность об-
Рис. 4. Взаимосвязь ОПС со степенью гликемического контроля.
*—отношение индивидуальных показателей НЬА, к верхней границе нормы метода.
Осложнения, %
700\~
99% |
50%. |
92%, |
||||||
Ретино- Задержка Микроаль- ката- патия роста оуминурия ракта |
||||||||
59,5% |
79,2% |
70% |
72,7% |
700'-
опс,%
Рис. 5. Частота выявления осложнений у больных с наличием ОПС (верхняя часть рисунка); выявляемость ОПС при дискретном наличии одного из указанных осложнений ИЗСД у больных опытной группы (нижняя часть рисунка).
наружения ОПС составляла 74,2%, а его отсутствия— лишь 25,8% (р<0,03). Выявление катаракты с вероятностью до 72,7% свидетельствовало, что у этих же больных имеет место и ОПС. При микроальбуминурии вероятность обнаружения ОПС составила 70%, а его отсутствия — только 30% (р<0,05). Также, согласно результатам анализа, в данной группе больных наличие ОПС обусловливает примерно 50% вероятность обнаружения любого из трех осложнений — ретинопатии, задержки темпов роста, микроальбуминурии (49, 50, 42% соответственно). И, следовательно, наличие у конкретного больного ОПС — это сигнал для врача о необходимости исследования глаз и почек в связи с повышенной вероятностью у данного больного как минимум начального их поражения [16].
Поражение суставов при сахарном диабете, как показало настоящее исследование, является довольно частым поздним осложнением болезни. Однако в ряде отечественных монографий, посвященных сахарному диабету [1 —3 ], об ОПС практически не упоминается. Это обусловлено, по- видимому, несколькими причинами: а) ОПС, как правило, не дает выраженного болевого синдрома, поэтому больные дети и подростки не предъявляют соответствующих жалоб и, следовательно, лечащие врачи не обращают внимание на данное патологическое отклонение; б) ОПС не является угрожающим для жизни осложнением, как, например, нефропатия или макроангиопатия; в) ОПС, привнося определенные ограничения по профессиональной пригодности (такие больные не могут работать в том числе часовыми мастерами, машинистками и т. п.), не приводит к глубокой инвалидизации, как это имеет место при осложнениях типа зрелой катаракты, диабетической гангрены.
Согласно полученным результатам, предрасполагающими факторами развития ОПС оказались худший контроль гликемии, большая давность диабета, в меньшей степени — более раннее начало заболевания. Эти данные свидетельствуют в пользу гипотезы A. Benedetti и С. Noacco, что метаболические нарушения влияют на развитие периартикулярных нарушений, особенно в начале пубертата. Было высказано предположение, что ограничение подвижности и утрата эластичности являются результатом неэнзиматического гликирования коллагена подкожного сухожилия и тканей сустава, что по мере нарастания давности делает ткань тугоподвижной [10]. Хроническая гипергликемия обусловливает гипергликирование, а также гиперпродукцию . коллагеновых цепей типа проколлагена III пептида [11 ]. Вне зависимости от механизма отмечается четкая корреляция между наличием ОПС и выявляемостью мик- рососудистых осложнений типа ретинопатии и нефропатии [16].
Вопрос лечения ОПС не разработан, и в доступной нам литературе не удалось найти никаких рекомендаций на этот счет. Профилактическим мероприятием является, по мнению исследователей, оптимизация метаболического контроля с самого начала манифестации ИЗСД, т. е. та рекомендация, которая большинством диабетологов считается современной принципиальной установкой в отношении предупреждения поздних осложнений болезни вообще [3, 5, 11, 16].
Авторами настоящего сообщения проводятся уже в течение 1,5 лет попытки лечения ОПС двумя методами: курсовое лечение андолом (водорастворимой формой аспирина) и применение лазеротерапии на область поражения.
Результаты лечения будут представлены в отдельном сообщении.
Выводы
- Ограничение подвижности суставов является часто встречающимся осложнением ИЗСД у детей и подростков.
- У больных ИЗСД ограничение подвижности суставов положительно коррелирует с неудовлетворительным контролем гликемии, длительностью заболевания.
Наличие ограничения подвижности суставов у детей и подростков с ИЗСД примерно с 50% вероятностью свидетельствует, что у этих же больных имеет место ретинопатия, доклиническая стадия нефропатии (микроальбуминурия).
Список литературы
1. Балаболкин М. И.ЦЭндокринология.— М., 1989.—С. 226— 311.
2. Ефимов А. С.// Диабетические ангиопатии.— М., 1989.— С. 10—18.
3. Касаткина Э. // Сахарный диабет у детей.— М„ 1990.— С. 204—215.
4. Шинкаренко И. А.— БМЭ.— М., 1977.— Т. 7.— С. 1602— 1606.
5. D’Antonio J. A., Ellis D., Doft В. Н.Ц Diabet. Care.—1989. —Vol. 1 2.—P. 696-700
6. Ellis D, Orchard T. J. Diabetes.— 1992.—Vol. 41.— Suppl. 1,—P. 32A.
7. Ficicioglu C., Kiziltan M, Aydin A. et al.//Diabelologia.—• 1993,— Vol. 36,— P. 195A.
8. Klein R., Klein В.Ц Arch, intern. Med.— 1992.— Vol. 152.— P. 153—158.
9. Knip M, Veijola R, Risteli L. et al. // Diabet. in the Young.—1990 —№ 24.-—. 20.
10. Monnier V. M, Vishwanath V., Frank К. E. et al.//New Engl. J. Med.— 1986,—Vol. 314,— P. 403—408.
11. Reimer-Veit M, Burger W.,Kroll M. et al.//Pediat. adolesc. Endocr.—1988.— Vol. 17,— P. 111 — 121.
12. Roe T. F, CostinG, Kaufman F. R.// J. Pediat.—1991,— Vol. 119,— P. 178—182.
13. Rosenbloom A.L, Frias J. L.//Clin. Res — 1974.— Vol. 22.— P. 92.
14. Rosenbloom A. L.//Pediat. Ciin . N. Amer.— 1984—Vol. 31,— P. 569—589.
15. Silink M, Donaghue K, Fairchild J. et al.//Diabet in the Young.—1990,— № 24,—P. 28.
16. Sperling M. A. // Pediat. Clin. N. Amer.— 1987.— Vol. 34.— P. 919—934. .
17. Starkman H, Brink S.// Diabetes Care.— 1982.— Vol. 5.— P. 534—536.
18. Vukovic J., Dumie M, RadicaA./l Diabet. in the Young.— 1992.— Abstr. Issue.— P. 20.
Об авторах
Н. Б. ЛебедевРоссия
Т. Л. Кураева
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Лебедев Н.Б., Кураева Т.Л. Ограничение подвижности суставов — осложнение сахарного диабета у детей и подростков. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(5):4-7. https://doi.org/10.14341/probl12154
For citation:
Lebedev N.B., Kuraeva T.L. Limited mobility of the joints: a complication of diabetes mellitus in children and adolescents. Problems of Endocrinology. 1994;40(5):4-7. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl12154

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).