Перейти к:
Гистохимическая характеристика альдостером и адреналовой ткани больных с первичным гиперальдостеронизмом
https://doi.org/10.14341/probl11291
Аннотация
Ранее нами, как и другими исследователями, было показано, что первичный гиперальдостеронизм (ГА) может быть обусловлен не только наличием автономно функционирующей аденомы коры надпочечника преимущественно из элементов клубочковой зоны, но и аденомой из элементов других зон коры, а также аденомато- зом коры надпочечников, изолированной диффузной или очаговой гиперплазией одной из зон коры, а также диффузно-узелковой гиперплазией всех зон коры обоих надпочечников.
Более того, нами установлено, что при опухолевом варианте ГА разнообразные патологические изменения имеют место и в коре надпочечника на стороне аденомы: атрофия коры и (или) гиперплазия клубочковой или всех ее зон.
В настоящей работе сделана попытка оценить доступными гистохимическими методами функциональное состояние различных типов адьдостером, а также адреналовой ткани больных с гиперпластическими изменениями в коре без аденомы и с аденомой.
Для цитирования:
Бронштейн М.Э., Чихладзе Н.М. Гистохимическая характеристика альдостером и адреналовой ткани больных с первичным гиперальдостеронизмом. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(1):26-30. https://doi.org/10.14341/probl11291
For citation:
Bronstein M.E., Chikhladze N.M. Histochemical characteristics of aldosteromas and adrenal tissue of patients with primary hyperaldosteronism. Problems of Endocrinology. 1994;40(1):26-30. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11291
Ранее нами [4,5], как и другими исследователями [8], было показано, что первичный гиперальдостеронизм (ГА) может быть обусловлен не только наличием автономно функционирующей аденомы коры надпочечника преимущественно из элементов клубочковой зоны, но и аденомой из элементов других зон коры, а также аденомато- зом коры надпочечников, изолированной диффузной или очаговой гиперплазией одной из зон коры, а также диффузно-узелковой гиперплазией всех зон коры обоих надпочечников.
Более того, нами установлено, что при опухолевом варианте ГА разнообразные патологические изменения имеют место и в коре надпочечника на стороне аденомы: атрофия коры и (или) гиперплазия клубочковой или всех ее зон.
В настоящей работе сделана попытка оценить доступными гистохимическими методами функциональное состояние различных типов адьдостером, а также адреналовой ткани больных с гиперпластическими изменениями в коре без аденомы и с аденомой.
Материалы и методы
Нами исследована адреналовая ткань 30 больных (8 мужчин, 22 женщины) в возрасте от 30 до 52 лет, у которых на основании данных клинического обследования, включающего проведение функциональных проб со стимуляцией или супрессией ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, установлен диагноз первичного опухолевого или неопухолевого низкоренинового варианта ГА. Всего исследовано 26 опухолей, из них 8 злокачественных или с признаками озлокачествления и 4 надпочечника от больных с неопухолевой формой ГА.
Тотчас после удаления фрагмент опухоли и адреналовой ткани замораживали на металлическом блоке в сухом льду. На криостатных срезах гистохимически исследовали активность и характер распределения окислительных ферментов: Зр-оксистероиддегидрогеназы (30-ОСД) по L. Bjersing [7|, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г-6-ФД) методом R. Weg- man [9], НАДФ- и НАД-тетразолий редуктаз по упрощенной М. Берстоном [1] модификации метода М. Nachlas и соавт. (1958). Кроме того, определяли содержание и характер распределения липидов (общих, нейтральных, свободного и свя-
Рис. 1. Активность Зр-ОСД в альдостероме (а), в коре надпочечника (б) и при диффузно-узелковой гиперплазии коры надпочечника (в). Х200.
а — наиболее высокая активность ферментов выявляется в оксифильных клетках с наименьшим содержанием липидов; б — самая высокая активность свойственна клеткам наружной части пучковой зоны; в — активность фермента повышена в элементах клубочковой и в элементах пучковой зоны: она тем выше, чем меньше липидов в клетках.
занного холестерина). Для выявления общих липидов крио- статные срезы фиксировали в растворе 12 % формалина и окрашивали смесью суданов III и IV и спиртовым раствором Судана черного В по общепринятой методике. Для выявления нейтральных липидов использовали окраску замороженных срезов нильским голубым по Кейну [2, 3]. Холестерин и его эфиры выявляли с помощью дигитониновой реакции с исследованием продуктов реакции в поляризованном свете |3].
Исследованные ферменты либо связаны с синтезом стероидных гормонов, либо участвуют в выработке энергии, необходимой для осуществления специфических функций стероидпродуцирующих клеток. Холестерин является общим предшественником стероидов. В стероидпродуцирующих клетках он входит в состав цитоплазматических липидных капель, откуда он мобилизуется по мере надобности с помощью специфических ферментов.
Результаты и их обсуждение
На основании морфологических исследований [4, 5] адреналовой ткани больных с артериальной гипертонией и низкорениновым ГА нами выделено 5 морфологических вариантов этой патологии: 1) с аденомой коры надпочечника в сочетании с атрофией окружающей ее коры; 2) с аденомой в сочетании с гиперплазией элементов клубочковой и (или) пучковой и сетчатой зон коры; 3) с аденоматозом коры; 4) с изолированной диффузной или очаговой гиперплазией клубочковой зоны; 5) с узелковой, диффузно-узелковой или диффузной гиперплазией клубочковой зоны коры. Среди опухолей выявлено 3 типа строения: из элементов клубочковой зоны, из элементов пучковой зоны и смешанного строения (из элементов 2 или всех зон коры).
Наиболее богаты липидами клетки опухолей из элементов пучковой зоны (II типа) или со значительной примесью элементов этой зоны (III тип). Они, как правило, «нафаршированы» липидами,
'9
Рис. 2. Активность НАД-тетразолий редуктазы в злокачественной альдостероме. Х200.
Самая высокая активность в опухолевых клетках с наименьшим содержанием цитоплазматических липидов.
главным образом нейтральными. Клетки альдо- стером I типа (из элементов клубочковой зоны), хотя и содержат большие количества липидов, придающие этим опухолям охряно-желтый цвет, все же по сравнению с клетками опухолей II типа содержат их несколько меньше. Наименьшее количество липидов в клетках, сходных с клетками сетчатой зоны, и в опухолевых клетках с оксифильной цитоплазмой, формирующих структуры любого типа.
Основную массу выявляемых в них липидов составляет эстерифицированный холестерин и в меньшей степени — свободный холестерин. Большие количества этих липидов выявляются и в спонгиоцитах наружных частей пучковой зоны коры; но только в опухолях и при гиперпластических вариантах ГА высокое содержание этих биологически активных липидов сочетается с высокой активностью исследованных нами ферментов, участвующих прямо или косвенно в процессах стероидогенеза. В остальных случаях между содержанием холестерина и особенно его эфиров и активностью ферментов стероидогенеза существует обратная зависимость.
Для клеток клубочковой и сетчатой зон, а также для оксифильных клеток пучковой зоны надпочечников, содержащих альдостерому, и при неопухолевом варианте ГА характерно присутствие разнообразных количеств липидов, главным образом типа свободного холестерина, содержание которого коррелировало с активностью исследованных ферментов: оно тем выше, чем ниже активность соответствующих ферментов, и наоборот.
3&-ОСД. В опухолях любого типа строения активность 30-ОСД намного выше активности этого фермента в соответствующих зонах коры. Наиболее высокая активность этого фермента определялась в опухолевых клетках с наиболее выраженной оксифилией цитоплазмы, т. е. в клетках с наименьшим содержанием липидов, хотя и в клетках, переполненных липидами, она была достаточно высокой (рис. 1,а).
Активность 30-ОСД в коре надпочечников всех обследованных больных, как и в коре здоровых людей и больных с болезнью Иценко — Кушинга, обнаруживается в клетках и клубочковой, и пучковой зон (рис. 1,6). Самая высокая активность обычно свойственна клеткам наружных частей пучковой зоны (см.рис. 1,6), несмотря на высокое содержание в них липидов, главным образом эстерифицированного холестерина. По мере приближения пучковой зоны к сетчатой активность этого фермента снижается. В клетках сетчатой зоны она вообще не определяется, за исключением редких краевых клеток зоны (пограничных с мозговым слоем) и клеток, свободно лежащих в мозговом слое. В клубочковой зоне отдельные клетки в пределах одной структуры (клубочка) различались между собой по активности этого фермента: она была тем выше, чем меньше липидных капель содержала клетка. Обнаружена еще одна закономерность: самая высокая активность фермента присуща структурам этой зоны, наиболее удаленным от пучковой зоны, т. е. расположенным преимущественно под капсулой органа. Обращало на себя также внимание, что активность фермента в зонах, где она определяется, зависит от характера патологических изменений в коре. Так, в случаях неопухолевых форм ГА, т. е. при диффузной и диффузно-узелковой гиперплазии элементов коры активность 30-ОСД была повышена и в клубочковой, и (или) в пучковой зонах в зависимости от того, какая зона вовлечена в патологический процесс (рис. 1,в). Напротив, если гиперплазия элементов коры сопутствует опухолевому процессу, гиперплазированные элементы соответствующих зон не обладают повышенной активностью 30-ОСД (см. рис. 1, 6). Можно было отметить даже некоторую тенденцию к ее снижению. В клетках очагов аденоматоза активность фермента намного выше, чем в окружающих их клетках коры. Она вполне сопоставима с активностью в аналогичных опухолевых клетках.
НАД-тетразолий редуктаза. Для опухолевых клеток альдостером любого типа строения характерна высокая ее активность, особенно для клеток с оксифильной, содержащей мало липидных включений, цитоплазмой (рис. 2). Активность этого фермента определяется и во всех зонах коры, но, несмотря на атрофические изменения, функциональная активность клеток сохраняется высокой. Наиболее высокая активность характерна для клеток сетчатой и клубочковой зон. Во всех зонах сохраняется обратная зависимость между активностью фермента и содержанием цитоплазматических липидов: она тем выше, чем меньше липидных капель в клетке. Повышение ее активности в соответствующих зонах отмечается при неопухолевых формах ГА. Гиперплазия элемен-
Рис. 3. Активность Г-6-ФД при диффузной гиперплазии коры надпочечников. Х200.
Самая высокая активность определяется в клубочковых элементах новообразованной коры (стрелка) и в клетках основной коры с наименьшим содержанием цитоплазматических липидов.
тов коры, сочетающаяся с альдостеромой, не со- провождается повышением ферментативной активности. Напротив, как и для 30-ОСД, наблюдается тенденция к снижению активности НАД-тетразолий редуктазы в этих случаях.
Н АДФ-тетразолий редуктаза и Г-6-ФД. Активность этих ферментов сходна между собой, как и характер их распределения. В нормальных условиях она такая же, как активность НАД-тетразолий редуктазы в соответствующих зонах или несколько выше. В условиях изучаемой патологии эти ферменты ведут себя так же, как и активность НАД-редуктазы, но общая их активность в этих случаях может быть несколько ниже, чем активность НАД-тетразолий редуктазы (рис. 3).
а-Нафтилацетатэстераза. Эта эстераза, выявляющаяся при использовании в качестве субстрата а-нафтилацетата, в физиологических условиях и при болезни Иценко — Кушинга определяется только в клубочковой зоне. Активность ее в клетках этой зоны высокая. Несколько более низкая активность определяется и в части клеток наружных частей пучковой зоны коры, пограничной с клубочковой зоной, в так называемых гибридных клетках. Определение этого фермента стало большим подспорьем в верификации опухолей, гистогенетически связанных с клубочковой зоной или «гибридными» клетками. Среди опухолей из элементов пучковой зоны и смешанного типа строения более половины содержали клетки с разнообразной активностью этого фермента, что свидетельствует о принадлежности опухолевых клеток к категории гибридных. Таким образом, этот фермент является маркером для клеток клубочковой зоны и клеток, гистогенетически связанных с ней.
Необходимо подчеркнуть, что все гистохимические особенности, описанные для альдостером, характерны и для злокачественных их вариантов (см. рис. 2) за тем лишь исключением, что активность исследованных ферментов в значительной части клеток злокачественных опухолей выше, чем в клетках доброкачественных альдостером, а содержание в них цитоплазматических липидов, напротив, ниже. Аналогичные данные получены М. Beskid и соавт. [6].
Нами была сделана попытка сопоставить содержание в крови альдостерона у обследованных больных с характером роста опухоли (доброкачественные и злокачественные) и функциональной активностью опухолевых клеток по данным проведенных гистохимических исследований. Обращал на себя внимание наиболее высокий уровень альдостерона в плазме крови у больных со злокачественной опухолью [4]. По данным гистохимических исследований именно эти опухоли обладают наиболее высокой функциональной активностью, которая обусловлена присутствием в них большого числа клеток, и наиболее высокой активностью ферментов, причастных к процессу стероидогенеза.
Заключение
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что альдостеромы вне зависимости от типа строения обладают высокой функциональной активностью, что согласуется с клинико-биохимическими проявлениями заболевания [5]. Выявлена явная тенденция к усилению функциональной активности злокачественных вариантов альдостером, что подтверждается как данными гистохимических исследований, так и показателями концентрации альдостерона в крови. Интересен, на наш взгляд, факт о том, что атрофические изменения в коре не сопровождаются снижением функциональной активности адреналовой ткани, и такого рода атрофические изменения не отражаются на потребности в заместительной гормонотерапии после адреналэктомии (односторонней или частичной резекции).
Вместе с тем гиперпластические изменения в коре, прилежащей к аденоме, не дают избытка гормонов в крови, поскольку функциональная активность адреналовых клеток по данным гистохимических исследований в этих случаях несколько ниже, чем при неопухолевых вариантах.
Гиперальдостеронизм неопухолевого варианта обусловлен гиперпродукцией альдостерона за счет как увеличения числа клеток, т. е. гиперпластических изменений в коре, так и повышения функциональной активности адреналовых клеток.
Список литературы
1. Береток М. Гистохимия ферментов.— М., 1965.
2. Кисели Д. Практическая микротехника и гистохимия.— Будапешт, 1962.
3. Пирс Э. Гистохимия: Теоретическая и прикладная.— М., 1962.
4. Чихладзе Н. М., Бронштейн М. Э., Казеев К. Н. // Кардио¬логия.— 1987,— № 8,— С. 21—24.
5. Шхвацабая И. К-, Бронштейн М. Э., Чихладзе Н. М. и др. // Cor et vasa.— 1985,—N 2/3,—С. 102—108.
6. Beskid М., Borewiez J., Kobushevsko-Forina M., Kwiat- kowska J. // Endokrinologie.— 1978.— Bd 72, N 1.—S. 57—65.
7. Bjersing L. // Histochemie.— 1967.— Bd 10.— S. 295—304.
8. Ferris J. B., Beevers D. G., Brown J. J. // Amer. Heart J.— 1978 — Vol. 95,— P. 375—388.
9. Wegman R., Gerzely G. // Ann. Histochim.— 1961.— Vol. 6,— P. 111 — 115.
Об авторах
М Э БронштейнГУ Эндокринологический научный центр РАМН; Кардиологический научный центр РАМН
Россия
Н М Чихладзе
ГУ Эндокринологический научный центр РАМН; Кардиологический научный центр РАМН
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Бронштейн М.Э., Чихладзе Н.М. Гистохимическая характеристика альдостером и адреналовой ткани больных с первичным гиперальдостеронизмом. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(1):26-30. https://doi.org/10.14341/probl11291
For citation:
Bronstein M.E., Chikhladze N.M. Histochemical characteristics of aldosteromas and adrenal tissue of patients with primary hyperaldosteronism. Problems of Endocrinology. 1994;40(1):26-30. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11291

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).