Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Иммуноглобулины из сыворотки крови лиц с ювенильной струмой снижают уровень цАМФ в изолированных тиреоцитах человека

https://doi.org/10.14341/probl11556

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Ювенильная струма (ЮС) — увеличение размеров щитовидной железы у детей пубертатного возраста — привлекает особое внимание как в силу своей распространенности, так и из-за неясности патогенеза. На аутоиммунный генез ЮС могут указывать данные о наличии у ряда лиц с ЮС хронического лимфоцитарного тиреоидита, а у большинства из них — аутоантител к различным тиреоидным антигенам.


Среди тироидных аутоантител, идентифицированных в настоящее время, существенная роль отводится тиреоблокирующим антителам (ТБА), которые аналогично тиреостимулирующим присутствуют во фракции IgG сыворотки крови и взаимодействуют с рецепторами ТТГ на поверхностной мембране тиреоцитов. Однако в отличие от тиреостимулирующих антител при связывании ТБА с рецепторами ТТГ уровень цАМФ в тиреоцитах (равно как и другие показатели функции щитовидной железы) не возрастает. Напротив, эти антитела блокируют стимулирующее действие ТТГ на содержание цАМФ в клетках щитовидной железы. Присутствие ТБА в сыворотке указывает, как правило, на наличие или возможность развития гипотиреоза. С этих позиций существенный интерес представляет исследование влияния IgG, выделенных из сыворотки крови лиц с ЮС, на процесс инициации биосинтеза тиреоидных гормонов — накопление цАМФ в тиреоцитах.

Для цитирования:


Мкртумова Н.А., Алексеева Р.М., Бурая Т.И., Баслерова Ю.А., Крайнова С.И., Кандрор В.И. Иммуноглобулины из сыворотки крови лиц с ювенильной струмой снижают уровень цАМФ в изолированных тиреоцитах человека. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(2):39-42. https://doi.org/10.14341/probl11556

For citation:


Mkrtumova N.A., Alexeyeva R.M., Buraya T.I., Baslerova Yu.A., Krainova S.I., Kandror V.I. Blood serum immunoglobulins of patients with juvenile struma reduce cAMP level of isolated hyman thyrocytes. Problems of Endocrinology. 1994;40(2):39-42. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11556

Ювенильная струма (ЮС) — увеличение размеров щитовидной железы у детей пубертатного возраста — привлекает особое внимание как в силу своей распространенности, так и из-за неясности патогенеза [4]. На аутоиммунный генез ЮС могут указывать данные о наличии у ряда лиц с ЮС хронического лимфоцитарного тиреоидита, а у большинства из них — аутоантител к различным тиреоидным антигенам [4, 8, 10].

Среди тироидных аутоантител, идентифицированных в настоящее время, существенная роль отводится тиреоблокирующим антителам (ТБА), которые аналогично тиреостимулирующим присутствуют во фракции IgG сыворотки крови и взаимодействуют с рецепторами ТТГ на поверхностной мембране тиреоцитов [11, 13]. Однако в отличие от тиреостимулирующих антител при связывании ТБА с рецепторами ТТГ уровень цАМФ в тиреоцитах (равно как и другие показатели функции щитовидной железы) не возрастает. Напротив, эти антитела блокируют стимулирующее действие ТТГ на содержание цАМФ в клетках щитовидной железы. Присутствие ТБА в сыворотке указывает, как правило, на наличие или возможность развития гипотиреоза [12, 16]. С этих позиций существенный интерес представляет исследование влияния IgG, выделенных из сыворотки крови лиц с ЮС, на процесс инициации биосинтеза тиреоидных гормонов — накопление цАМФ в тиреоцитах.

Материалы и методы

Обследовали 19 детей (3 мальчика и 16 девочек) в возрасте 10—15 лет с диффузным эутиреоидным увеличением щитовидной железы I—II степени. У всех обследованных струма впервые была выявлена в пре- или пубертатном возрасте. Клинические признаки нарушения тиреоидной функции отсутствовали. Лечение до обследования не проводилось. У всех пациентов исследовали характер и степень увеличения щитовидной железы (по данным ультразвукового сканирования на приборе Аллока-25), определяли уровень тиреоидных гормонов и ТТГ (радиоиммунологический анализ), и проводили пробу с ТРГ (200 мкг рифотироина внутривенно). Из взятой натощак крови получали сыворотку, из которой сульфатом аммония [17] осаждали фракцию IgG. Влияние этой фракции на уровень цАМФ исследовали на первичной культуре тиреоцитов человека, изолированных из околоузловой ткани у лиц с эутиреоидным зобом (операционный материал), с помощью ранее описанного метода [6]. Для определения цАМФ использовали наборы l25I-cAMP-RIA (ЧР). Контролем служили IgG, выделенные из сыворотки 9 здоровых доноров в возрасте до 30 лет. Предварительная проверка показала отсутствие в этих препаратах цАМФ-генерирующей активности. Пригодность клеточных культур для эксперимента проверяли по их способности реагировать приростом уровня цАМФ на добавление определенных количеств ТТГ. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от общепринятого способа определение ТБА (по степени снижения эффекта добавленного ТТГ) мы оценивали действие исследуемых IgG по отношению к эффекту контрольных иммуноглобулинов. Это позволяло избежать влияния анти-ТТГ-антител, присутствие которых в испытуемых препаратах IgG нельзя исключать априорно. Такой подход дает возможность обойтись без дополнительных проверочных экспериментов. Полученные результаты выражали в процентах от эффекта контрольных IgG и обрабатывали статистически [9].

Результаты и их обсуждение

Клинико-диагностическое обследование пациентов с ЮС обнаружило у 4 из них признаки аутоиммунного тиреоидита. При ультразвуковом сканировании щитовидной железы выявлялось чередование зон повышенной и пониженной эхогенности. У остальных 15 детей имелась диффузно увеличенная щитовидная железа мягкой консистенции с гомогенной эхоструктурой.

При оценке тиреоидного статуса пациентов по уровню Т4 и Тз в сыворотке были найдены нормальные показатели: Т4—117,5±25,7 нмоль/л, Тз— 1,51 ±0,3 нмоль/л. Тем не менее у отдельных лиц выявлялся умеренно низкий уровень тиреоидных гормонов. Более чувствительный показатель общего тиреоидного статуса — содержание ТТГ в сыворотке крови — в среднем также не превы-

Влияние иммуноглобулинов из сыворотки крови на уровень цАМФ (в %) в первичной культуре тиреоцитов человека. / — двухчасовая инкубация клеток в отсутствие иммуноглобулинов и ТТГ;

  • — то же в присутствии 100 мкЕД 6ТТГ (/ и 2 — средние данные параллельных определений в одном из типичных экспериментов); 3 — то же в присутствии IgG, выделенных из сыворотки крови 9 здоровых доноров (М±т); 4 — то же в присутствии IgG, выделенных из сыворотки крови лиц с ЮС (M±m). N — норма.

шал нормальной величины, составляя 2,4 мЕД/л. Однако у 3 пациентов уровень ТТГ приближался к верхней границе возрастной нормы, а еще у

  • пациентов превышал ее, доходя до 8,6 мЕД/л. 14 детям проводили пробу с ТРГ, которая у 6 из них показала гиперергическую реакцию ТТГ (более 25 мЕД/л), характерную для скрытого гипотиреоза.

Таким образом, можно констатировать, очевидно, что ЮС в отсутствие явных клинических признаков гипотиреоза характеризуется все же некоторым понижением функции щитовидной железы. Целесообразно отметить в данной связи, что ранее проведенные длительные (10 лет и более) динамические наблюдения за пациентами с ЮС позволили выявить у 36 % из них развитие аутоиммунного тиреоидита с отчетливым снижением тиреоидного статуса (повышение уровня ТТГ в сыворотке крови). Полученные результаты дают основание для включения детей с ЮС в группу риска развития гипотиреоза. Данные литературы [8] также указывают на определенные признаки развития гипотиреоза у детей с гиперплазией щитовидной железы. У таких детей находят, в частности, увеличение длительности ахиллова рефлекса [1], которое является одним из наиболее ранних и чувствительных признаков гипотиреоза [2].

Результаты исследования действия IgG из сыворотки пациентов на уровень цАМФ в изолированных тиреоцитах приведены на рисунке. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень цАМФ в тиреоидных клетках под действием IgG из крови детей с ЮС оказывается существенно (р<0,001) ниже, чем под действием контрольных IgG. Если в последнем случае этот уровень колебался от 78 до 112% от средней величины, принимаемой за 100 %, то в присутствии IgG из крови пациентов с ЮС он находился в пределах 23—82 % от контроля, составляя в среднем всего 55 %. Иными словами, мы наблюдали отчетливое снижение уровня цАМФ в тиреоцитах, индуцируемое иммуноглобулинами, выделенными из сыворотки крови пациентов с ЮС. Этот вывод приобретает тем большую очевидность, что уровень цАМФ в пробах с контрольными IgG был даже несколько ниже базального его уровня (т. е. в пробах без добавления любых IgG). Следует подчеркнуть, что подобный эффект наблюдался нами при исследовании активности IgG, выделенных из сывороток крови больных диффузным токсическим зобом, которые длительно получали антитиреоидные препараты и находились в состоянии ятрогенного гипотиреоза [5, 7]. Это может подтверждать роль ТБА в генезе гипотиреоза различной этиологии.

Однако нам не удалось выявить сколько-нибудь значимую корреляцию между тиреоблокирующей активностью IgG из крови пациентов с ЮС, с одной стороны, и уровнем ТТГ в сыворотке крови или размерами струмы, с другой. Последние два параметра не коррелировали также друг с другом. Эти данные тем не менее не должны вуалировать основной результат настоящего исследования: у лиц с ЮС в сыворотке крови присутствуют факторы (осаждаемые во фракции антител — IgG), которые снижают уровень цАМФ в изолированных тиреоцитах и, следовательно, могут тормозить продукцию тиреоидных гормонов, тенденцию к чему обнаруживают гормональные исследования.

По аналогии со спорадическим или эндемическим эутиреоидным зобом логично связать увеличение массы щитовидной железы при ЮС с наличием фактора (ов), препятствующего осуществлению нормальной тиреоидной функции (будь то дефицит йода, недостаточность ферментов синтеза тироксина или, как в данном случае, присутствие в крови ТБА). Общепринятая схема развития зоба при этом сводится к тому, что возникающая тенденция к гипотиреозу обусловливает усиление продукции гипофизарного ТТГ, что приводит к гиперплазии ткани щитовидной железы и восстанавливает эутиреоз. То обстоятельство, что далеко не у всех больных зобом удается обнаружить повышенный уровень ТТГ в крови, объясняется обычно запаздыванием регрессии зоба по отношению к нормализации уровня ТТГ или колебаниями выбросов ТТГ во времени. Альтернативная точка зрения сводится к тому, что увеличение массы щитовидной железы при простом зобе связано не с ТТГ (т. е. не с тенденцией к гипотиреозу), а с действием иных ростовых факторов, в том числе специфических аутоантител, стимулирующих рост тиреоидной паренхимы и не влияющих на продукцию тиреоидных гормонов [14]. Учитывая доказанный факт одновременного присутствия антител к различным тиреоидным (и даже нетиреоидным) антигенам в крови больных с аутоиммунной тиреоидной патологией [15], можно было бы допустить, что в патогенезе ЮС действительно принимают участие ростстимулирующие антитела, наличие которых неоднократно констатировалось при различных аутомиммунных заболеваниях щитовидной железы [3, 18]. В таком случае ТБА могли бы служить простым маркером присутствия у пациентов рост- стимулирующих аутоантител, а отнюдь не фактором патогенеза ЮС. Однако отмеченная у обследованных лиц тенденция к гипотиреозу не позволяет исключить физиологического эффекта ТБА in vivo и соответственно значения ТТГ в наблюдаемой гиперплазии щитовидной железы.

С другой стороны, такая трактовка противоречит допущению о том, что ТБА блокируют рецепторы ТТГ на поверхности тиреоцитов, препятствуя проявлению его действия на щитовидную железу. Этот вопрос требует дальнейших исследований. Задача настоящего сообщения — привлечь внимание к возможному значению аутоиммунных механизмов в патогенезе ЮС.

Выводы

  1. У значительного числа лиц с ЮС обнаруживаются признаки явного или скрытого гипотиреоза.
  2. У лиц с ЮС в сыворотке крови присутствуют иммуноглобулины, снижающие уровень цАМФ в изолированных тиреоцитах человека.
  3. Корреляция между активностью этих иммуноглобулинов, с одной стороны, и уровнем ТТГ в крови или размерами струмы, с другой, отсутствует.

В патогенезе ЮС принимают участие аутоиммунные механизмы.

Список литературы

1. Зельцер М. Е., Базарбекова Р. Б., Курманова А. К. и др. // Пробл. эндокринол.— 1992.— № 4.— С. 27—28.

2. Ибрагим М. Д., Лазарева С. П., Кандрор В. И. // Пробл. эндокринол.— 1986.— № 4.— С. 18—20.

3. Кандрор В. И. // Пробл. эндокринол.— 1988.—№ 1.— С. 34—40.

4. Касаткина Э. П., Соколовская В. И., Ибрагимова Г. В. и др. // Пробл. эндокринол.— 1986.— № 2.— С. 9—12.

5. Мкртумова И. А., Александрова Г. Ф., Баслерова Ю. А. и др. // Пробл. эндокринол,— 1987,— № 6,— С. 15—17.

6. Мкртумова И. А., Крайнова С. И., Свириденко И. Ю. и др. // Пробл. эндокринол,— 1991.— № 3.— С. 12—15.

7. Свириденко И. Ю., Мкртумова Н. А., Крайнова С. И. и др. // Пробл. эндокринол.— № 1.— С. 15—17.

8. Соколовская В. И. Ювенильное увеличение щитовидной железы: Дис. ... канд. мед. наук.— М.. 1986.

9. Урбах В. Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях.— М., 1975.

10. Филиппова И. В. // Пробл. эндокринол.— 1992.— № 4,— С. 15—28.

11. Akamizu Т., Saji М., Ikuyma S. et al. // Clin. Endocr.— 1991,—Vol. 97,—P. 153—159.

12. Chiovato L., Vitti P., Santini F. et al. // J. clin. Endocr.— 1990,—Vol. 71,— P. 40—45.

13. Endo K., Kasagi K., Konishi Y. et al. // Ibid.— 1978.— Vol. 46,— P. 734—739.

14. Growth Regulation of Thyroid Gland and Thyroid Tumors / Eds. P. E. Goretzki, H. D. Roher.— Basel,. 1989.

15. Kandror V. I., Krjukova I. V., Mkrtumova N. A. et al. // Constituent Congress of International Society for Pathophysiology.—Moscow, 1991.— P. 209—210.

16. Kasagi K., Takeda R., Goshi K. et al. // Clin. Endocr.— 1990,— Vol. 32,— P. 253—260.

17. Smith B., Hall R. // Meth. Enzymol.— 1981.—Vol. 74.— P. 405-420.

18. Smith P. P. A., McMillan N. M. et al. // Acta endocr. (Kbh.).—1986,—Vol. 111.—P. 321.


Об авторах

Н А Мкртумова

ГУ Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


Р М Алексеева

ГУ Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


Т И Бурая

ГУ Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


Ю А Баслерова

ГУ Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


С И Крайнова

ГУ Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


В И Кандрор

ГУ Эндокринологический научный центр РАМН


Россия


Рецензия

Для цитирования:


Мкртумова Н.А., Алексеева Р.М., Бурая Т.И., Баслерова Ю.А., Крайнова С.И., Кандрор В.И. Иммуноглобулины из сыворотки крови лиц с ювенильной струмой снижают уровень цАМФ в изолированных тиреоцитах человека. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(2):39-42. https://doi.org/10.14341/probl11556

For citation:


Mkrtumova N.A., Alexeyeva R.M., Buraya T.I., Baslerova Yu.A., Krainova S.I., Kandror V.I. Blood serum immunoglobulins of patients with juvenile struma reduce cAMP level of isolated hyman thyrocytes. Problems of Endocrinology. 1994;40(2):39-42. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11556

Просмотров: 774


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)