Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Нейропсихологические и электрофизиологические параметры у детей с эндемическим зобом в йоддефицитном регионе

https://doi.org/10.14341/probl11593

Полный текст:

Аннотация

Проведено обследование учащихся 2 школ Читы и села Нарын-Талона Читинской области. На обследованной территории имеет место легкая степень йодного дефицита с колебаниями медианы йодурии от 54 до 98 мкг/л. Диагноз зоба подтвержден клиническим и ультразвуковым обследованием. В группе детей с эндемическим зобом (33) в школе Читы (10 человек) проведено электроэнцефалографическое исследование с последующим визуальным и компьютерным анализом; в другой группе детей с 33 в школе села Нарын-Талача (27 человек) проведено исследование познавательных процессов (памяти, внимания, логического мышления) согласно специальным психологическим методикам. Полученные данные сравнивали с соответствующими в контрольной группе, состоящей из здоровых детей сопоставимых возрастов. У детей с ЭЗ выявлены легкие диффузные изменения головного мозга функционального характера при отсутствии признаков отставания морфофункциональной зрелости, а также нарушения корреляционной связи между электрофизиологическими параметрами. Перечисленные изменения оказалось возможным констатировать только при компьютерном анализе. При исследовании интегративной деятельности мозга в группе детей с ЭЗ выявлены значимые различия, а именно: снижение показателей механической памяти, объема и концентрации внимания, логичности мышления. Проведенное исследование позволяет диагностировать неярко выраженные, легкие нарушения как познавательных процессов, так и функционирования мозговых структур, которые впоследствии могут определять уровень интеллекта, умственную работоспособность, т. е. социальные последствия йоддефицитной патологии.

Для цитирования:


Никитина И.Л., Бишарова Г.И. Нейропсихологические и электрофизиологические параметры у детей с эндемическим зобом в йоддефицитном регионе. Проблемы Эндокринологии. 2003;49(3):28-31. https://doi.org/10.14341/probl11593

For citation:


Nikitina I.L., Bisharova G.I. Neuropsychological and electrophysiological parameters in children with endemic goiter in an iodine-deficient area. Problems of Endocrinology. 2003;49(3):28-31. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11593

Проблема йоддефицитных заболеваний по- прежнему актуальна, это обусловлено прежде всего большим медико-социальным значением болезней этой группы. Учитывая специфическую зависимость ментальных процессов от уровня тиреоидных гормонов в крови, трудно переоценить вред, наносимый тиреоидной патологией интеллектуальному потенциалу общества. Помимо выраженных форм умственной отсталости дефицит йода обусловливает снижение уровня интеллекта всего населения, проживающего в зоне йодной недостаточности [5, 6].

Наиболее частым йоддефицитным заболеванием является эндемический зоб (ЭЗ). В изучении ЭЗ сохраняется ряд дискуссионных вопросов. Так, предметом продолжающихся исследований являются особенности психической деятельности детей с данной патологией [7], в том числе формирование познавательных функций (внимания, памяти, мышления и др.) как основы обучаемости ребенка. В то же время мало изучены электрофизиологические параметры при патологии щитовидной железы. В доступной литературе мы встретили единичное сообщение об изменениях электроэнцефалограмм (ЭЭГ) при токсическом зобе, указывающих на неспецифическое повышение церебральной возбудимости [12]. Нами не найдены данные о характере ЭЭГ при эутиреоидном ЭЗ.

Целью настоящего исследования явилось изучение нейропсихологических и нейрофизиологических особенностей детей с эутиреоидным диффузным зобом, проживающих в местности с дефицитом йода.

Материалы и методы

Обследование проводили на базе 2 школ Читы (Ш1) и села Нарын-Талача (Ш2) Карымского района Читинской области. Всего осмотрены 424 школьника. Затем сформировали группы детей для углубленного исследования. В группу Ш1 вошли 10 школьников в возрасте 7-10 лет, в Ш2 - 27 в возрасте 7-16 лет с ЭЗ I-II степени. Диагноз диффузного зоба верифицирован данными клинического и ультразвукового (УЗИ) исследований. У всех детей клинически констатировано эутиреоидное состояние. УЗИ проводили на аппарате "Aloka- 210" (Япония) с линейным датчиком частотой 7 мГц. Объем щитовидной железы оценивали согласно нормативам F. Delange и соавт. [10]. Детям с ЭЗ в 1111 проводили ЭЭГ на 8-канальном компьютерном электроэнцефалографе фирмы "Нейрософт". Регистрировались ЭЭГ затылочной, теменной, нижневисочной и лобной областей (электроды располагались по международной схеме 10-20) левого и правого полушарий с объединенным ушным электродом. Запись ЭЭГ проводили в состоянии покоя с проведением функциональных проб реакции активации и гипервентиляции. Для оценки ЭЭГ использовали визуальный анализ записи и компьютерный анализ в затылочных отведениях следующих параметров:

  • индекс альфа (И-a)- и тета (И-у)-ритма; это время (в %), в течение которого данная ЭЭГ-актив- ность присутствует в данной эпохе ЭЭГ;
  • частота альфа (Ч-ос)- и тета (Ч-у)-ритма; это количество полных циклов повторяющихся волн или комплексов, повторяющихся за 1 с; измеряется в Гц;
  • мощность альфа (М-а)- и тета (М-у)-ритма; это площадь под графиком спектральной плотности в пределах заданного ЭЭГ-ритма; измеряется в мкВ2;
  • амплитуда альфа (А(Мах)-сс)-ритма; это величина напряжения ЭЭГ-волн; измеряется от пика до пика и выражается в мкВ [4].

Контрольную группу составили 10 школьников сопоставимых возрастов без патологии щитовидной железы, не имевших в анамнезе нейроинфекций и травм головного мозга, синкопальных и судорожных приступов. Дети исследуемой и контрольной групп перед проведением ЭЭГ осмотрены невропатологом с констатацией отсутствия неврологической патологии.

Детям с ЭЗ в Ш2 проводили нейропсихологическое обследование с качественной и количественной оценкой познавательных процессов. Обследуемых опытной и контрольной групп разделили на две возрастные подгруппы: 7-11 лет и 12-16 лет. Оценку внимания проводили с использованием таблицы Шульте [1], механическую кратковременную память оценивали по квадрату Лурия [3], логическое мышление изучали с помощью методики Равена [2]. В качестве контроля приняты 15 детей

сопоставимых возрастов, не имеющих зоба, а также - нарушений психического статуса. Все дети перед « проведением тестирования осмотрены психиатром, х Концентрацию йода в моче определяли потен- 5 циометрическим методом с помощью ионселек- (2 тивного электрода "ЭКОМ-J". Йодурия определялась у детей (у 29 в Ш1 и у 51 в Ш2) в возрасте 7- 12 лет для оценки йодной обеспеченности на территории обследования.

Для статистического анализа использовали t- тест Стьюдента и расчет коэффициента корреляции Пирсона [8].

Результаты и их обсуждение

Результаты электрофизиологического обследования учащихся школы Читы. Распространенность зоба у детей допубертатного возраста составила 9%; медиана йодурии - 98 мкг/л, что по стандартам ВОЗ [11] свидетельствует о йодном дефиците.

При визуальной оценке у 86,7% детей с ЭЗ ЭЭГ в пределах нормы. В фоновой записи альфа-ритм доминирует в теменно-затылочных отведениях с частотой 8,9 Гц, амплитудой до 50 мкВ, нерегулярный, слабомодулированный. Зональные различия сохранены. Тета-волны регистрируются диффузно, амплитудой до 30 мкВ. Реакция активации выражена, при гипервентиляции изменения адекватные. Очага патологической активности не выявлено. У 13,3% детей с ЭЗ ЭЭГ расценены как пограничные [4] с легкой дисфункцией неспецифических структур мозга. Альфа-ритм доминирует в центральных отведениях, нерегулярный, немоду- лированный. Отмечаются короткие вспышки билатеральных синхронных разрядов тета-волн в центральных и лобных отведениях, которые усиливаются во время гипервентиляции.

При компьютерном анализе выявлены статистически значимые различия по таким параметрам, как И-а, И-v, А(Мах)-а у детей с ЭЗ по сравнению с контрольной группой (табл. 1). Так, у детей с ЭЗ И-a и А(Мах)-а ниже < 0,001), вероятно, вследствие недостаточной функциональной активности коры головного мозга. И-т у детей с ЭЗ выше < 0,001), чем в контроле, что свидетельствует о легких диффузных изменениях мозга функционального характера.

По Ч-а, Ч-т и М-т различий между группами опыта и контроля не выявлено (р > 0,05). Это можно объяснить сопоставимой морфофункциональной зрелостью головного мозга детей обеих групп [9].

Выявлено, что в контрольной группе имеется значимая прямая корреляционная связь между И-а и И-т (г = 0,54; р < 0,05), а у детей с ЭЗ корреляция между этими параметрами практически отсутствует (г= 0,19). Таким образом, если у здоровых детей представленность альфа- и тета-ритмов в процентном соотношении взаимосвязана и изменяется предсказуемо, то у детей с ЭЗ эта связь утрачена, и изменения носят хаотический характер.

Результаты нейропсихологического обследования учащихся школы села Нарын-Талача. Распространенность зоба у детей допубертатного возраста составила 18,6%; медиана йодурии - 54 мкг/л, что соответствует легкой степени йодного дефицита.

Кон

троль 68,0 ± 6,0»* 64,3 ± 7,37**9,02 ± 0,12 8,96 ± 0,12 29,76 ± 7,88** 27,48 ± 6,34**41,2 ± 3,81**38,1 ± 3,88**29,6 ± 6,19**32,6 ± 6,71* 7,0 ± 0,24 6,89 ± 0,21 18,88 ± 3,88 19,48 ± 5,18'

Таблица 2

Сравнительные результаты исследования механической памяти, внимания и логического мышления у детей школьного возраста с ЭЗ и здоровых

Дети с ЭЗ, 7-11 лет 14 79,4 ± 5,39 Здоровые дети, 7-11 лет 8 62,5 ± 7,01

Дети с ЭЗ, 12-16 лет 13 63,3 ± 5,49

Здоровые дети, 12-16 лет 7 44,6 ± 4,78

87,1 ± 6,45     99,93 ± 7,5     107  ± 9,0

  • ± 9,66 72,13 + 9,86 71,9  ± 11,6

67,5 ± 5,47     73,15 ± 6,99  72,2  ± 6,92

  • ± 5,05 44,0 ± 4,82  44,4  ± 3,09

123 ± 12,6 65,07 ± 3,87

73 ± 12,5 81,25 ± 4,32

  • ± 8,2 64,15 ± 3,59 51,17 ± 10,38 2,5 ± 0,61
  • ± 5,07 80,86 ± 2,04 92,43 ± 8,96 86 ± 0,67

Группа обследованных, возраст

Переключение внимания (в с)

Число залом-

Показатели логического мышления

ПИВШИХСЯ

1

2

3

4

5

слов (в %)

очки

баллы

               

Примечание. Данные для здоровых и детей с ЭЗ имеют различия при р < 0,001.

Проведенное обследование позволяет оценить особенности познавательных процессов (памяти, внимания, логического мышления) у детей с ЭЗ.

В результате исследования объема механической кратковременной памяти было установлено, что у детей с ЭЗ показатели ниже по сравнению с аналогичными у здоровых сверстников < 0,001) как младшего, так и старшего школьного возраста (табл. 2). Данные изучения концентрации и способности к переключению внимания, логического мышления также представлены в табл. 2.

На выполнение всех 5 заданий дети с ЭЗ затратили значительно < 0,001) больше времени, что указывает в целом на замедление подвижности основных нервных процессов (возбуждения и торможения) [1]. Однако распределение временных параметров у большинства детей неоднородно. Время, требуемое на выполнение очередного задания, может непредсказуемо увеличиться или уменьшиться, что свидетельствует о большей сложности процессов переключения, а также снижении концентрации внимания. Ранее было показано, что у детей с ЭЗ теряются корреляционные связи между некоторыми параметрами, влияющими на биоэлектрическую активность мозга (И-а и И-v). Возможно, выявленные изменения в исследовании внимания у детей с ЭЗ также можно связать с ослаблением высшей регуляции данной психической функции за счет нарушения имевшихся ранее корреляционных связей.

Дети контрольной группы на выполнение всех заданий затратили существенно меньше времени, причем темп выполнения заданий у большинства из них был равномерным.

Как дети с ЭЗ, так и их здоровые сверстники ошибок не допускали, что свидетельствует о хорошем самоконтроле и мотивации на качественное выполнение задания при сохранной работоспособности клеток головного мозга у обследуемых обеих групп.

В группе старших школьников мы изучали логичность мышления по тесту Равена, являющемуся одной из наиболее прогностических методик для исследования невербального интеллекта [2]. У детей с ЭЗ показатель мышления по данной методике был значительно ниже (р < 0,001) по сравнению с аналогичным у детей контрольной группы (см. табл. 2).

Подводя общий итог, надо отметить, что при ЭЗ у детей, несмотря на клинически эутиреоидное состояние имеют место легкие нарушения высшей психической и нервной деятельности, которые могут иметь неблагоприятное прогностическое значение для формирования интеллекта. Это подтверждает необходимость серьезного отношения к любой степени увеличения щитовидной железы и проведения своевременных мероприятий по ликвидации йодного дефицита.

Выводы

  1. У детей с диффузным ЭЗ без клинической симптоматики нарушения функции шитовидной железы имеют место легкие диффузные изменения мозга функционального характера, выявляемые методом компьютерного анализа ЭЭГ.
  2. Морфофункциональная зрелость головного мозга детей с ЭЗ соответствует возрастной норме.
  3. У детей с диффузным эутиреоидным зобом, проживающих в йоддефицитной местности, имеет место снижение познавательных процессов (памяти, внимания, логического мышления), что может отражаться на их обучаемости.

Для оценки степени участия мозговых структур в формировании психической деятельности целесообразно проведение комплексного нейропсихологического и электрофизиологического обследования.

Список литературы

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко. - Киев, 1980.

2. Ахмеджанов Э. Р. Психологические тесты. - М., 1996.

3. Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психических больных. - Ташкент, 1970.

4. Зенков Л. Р. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии. - Таганрог, 1996.

5. Йоддефицитные заболевания в Российской Федерации: Метод, пособие / Под ред. И. И. Дедова. - М., 1999.

6. Кандрор В. И. // Пробл. эндокринол. - 1999. - Т. 49, № 1. - С. 3-8.

7. Таранушенко.Т. Е. Йоддефицитные заболевания у детей: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1999.

8. Углов Б. А., Котельников Г. П., Углова М. В. Основы статистического анализа и математического моделирования в медико-биологических исследованиях. - Самара, 1994.

9. Фишман М. Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: электрофизиологическое исследование. - М., 1989.

10. Delange F., Benker G., Eber О. et al. // Eur. J. Endocrinol. - 1997. - Vol. 136. - P. 180-187.

11. Indicators for Assessing Iodine Deficiency Disorders and Their Control Through Salt Iodization WHO/NUT. 6. - Geneva, 1994. - P. 1-55.

12. Leubusher H. J., Herrmann f, Hambsch K. et al. // Exp. Clin. Endocrinol. - 1988. - vol. 92, N 1. - P. 85-90.


Об авторах

И. Л. Никитина

Институт педиатрии человека НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН


Россия


Г. И. Бишарова

Институт педиатрии человека НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН


Россия


Для цитирования:


Никитина И.Л., Бишарова Г.И. Нейропсихологические и электрофизиологические параметры у детей с эндемическим зобом в йоддефицитном регионе. Проблемы Эндокринологии. 2003;49(3):28-31. https://doi.org/10.14341/probl11593

For citation:


Nikitina I.L., Bisharova G.I. Neuropsychological and electrophysiological parameters in children with endemic goiter in an iodine-deficient area. Problems of Endocrinology. 2003;49(3):28-31. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11593

Просмотров: 82


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)