Перейти к:
Характер психологических изменений у больных инсулинзависимым сахарным диабетом после обучения самоконтролю
https://doi.org/10.14341/probl11691
Аннотация
Рассматривается динамика психологического статуса больного сахарным диабетом под влиянием обучения самоконтролю. Основную группу составили 17 больных инсулинзависимым сахарным диабетом (ИЗСД) в возрасте от 15 до 43 лет с длительностью диабета от 1 года до 17 лет, не проходивших ранее обучение самоконтролю. В работе использовали 2 контрольные группы больных, не проходивших обучения, что позволило оценить надежность полученных результатов с разных точек зрения. Уровни депрессии, тревожности, энергичности, позитивного самоощущения, общего самоощущения, удовлетворенности лечением, субъективного ощущения гипогликемических реакций, субъективного ощущения гипергликемии определяли с помощью специальных опросников. Отмечено достоверное улучшение компенсации сахарного диабета как в основной, так и в контрольных группах. После проведенного обучения улучшился психологический статус больных ИЗСД: снизились уровни депрессии и тревожности, увеличились уровни энергичности, психологического благополучия, общего психологического состояния (р < 0,5). В контрольной группе все вышеперечисленные показатели за время пребывания в стационаре не изменились. У обученных больных снизилась частота субъективного ощущения гипергликемий (р < 0,05), чего не наблюдалось в контрольной группе. Полученные данные показывают, что программа обучения больных ИЗСД может быть рекомендована как один из способов повышения эффективности лечения с точки зрения не только компенсации обмена, но и улучшения психологического состояния больных.
Для цитирования:
Древаль А.В., Редькин Ю.А., Мисникова И.В. Характер психологических изменений у больных инсулинзависимым сахарным диабетом после обучения самоконтролю. Проблемы Эндокринологии. 1999;45(1):8-11. https://doi.org/10.14341/probl11691
For citation:
Dreval A.V., Redkin Yu.A., Misnikova I.V. The nature of psychological changes in patients with insulin-dependent diabetes mellitus after learning self-control. Problems of Endocrinology. 1999;45(1):8-11. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11691
На важность обучения больных сахарным диабетом методике лечения своего заболевания в домашних условиях (так называемый самоконтроль) впервые было обращено внимание еще в 1919 г. Е. Joslin [5]. В настоящее время такое обучение рассматривается как важнейший компонент эффективного лечения сахарного диабета [1, 2], и роль врача в этом процессе состоит не в простом предоставлении больному некоторого объема полезной информации, а, что более важно, в мотивировании его на выполнение тех или иных процедур самоконтроля, вовлечении его в лечение своей болезни в качестве активного, образованного партнера [4, 6]. Вместе с тем динамика психологического статуса больного под влиянием обучения исследована недостаточно, чему и посвящена наша работа.
Материалы и методы
Основную группу составили 17 больных инсулинзависимым сахарным диабетом (ИЗСД) в возрасте от 15 до 43 лет с длительностью диабета от 1 года до 17 лет, не проходивших ранее обучение самоконтролю. В данную группу не включали больных с терминальной стадией хронической почечной недостаточности и/или с резко сниженной остротой зрения, что практически исключало возможность обучения самоконтролю.
Больные основной группы находились в отделении терапевтической эндокринологии 2 нед. Там им проводили плановое обследование (общие анализы крови и мочи, биохимический анализ крови, ЭКГ, глюкозурический профиль, осмотр невропатолога, окулиста с исследованием глазного дна, ежедневные гликемические профили), цикл обучения и коррекцию инсулинотерапии.
Программа обучения включала в себя 1) 14-дневный цикл обучения (общая продолжительность занятий 40 ч) с группами больных не более 5—7 человек. В день проводилось 3 занятия: ’’лекционное" (30 мин), дискуссионное (90 мин) и практическое (90 мин). Тематика занятий приведена в табл. 1; 2) самоконтроль обмена веществ. Начиная со 2-го дня пребывания в стационаре все больные самостоятельно определяли уровень сахара в капиллярной крови с помощью портативного глюкометра ’’Reflolux" (фирма "Boehringer Mannheim") и вносили результаты в специально разработанный протокол (дневник больного сахарным диабетом). Самоконтроль гликемии проводили 7 раз в сутки (до и через 1,5—2 ч после каждого приема пищи и перед сном). С целью контроля качества исследования гликемии у больных периодически одномоментно брали капиллярную кровь для исследования глюкометром и для клинической лаборатории (до 5 раз в день); 3) интенсифицированную инсулинотерапию. Все больные за время обучения были мотивированы на интенсифицированную инсулинотерапию и переведены на режим многократных инъекций (инсулин короткого действия перед основными приемами пищи и пролонгированный инсулин утром и вечером). Все больные контрольной группы, находившиеся на лечении в отделении терапевтической эндокринологии, также находились на режиме интенсифицированной инсулинотерапии; 4) либе- рализированную диету. Подбор оптимального питания осуществляли по системе "хлебных единиц". Обучение больных принципам диетотерапии диабета проводили в 2 этапа. На первом модулировали диету на фоне неменяющейся схемы суточной инсулинотерапии, на втором дозу короткого инсулина меняли в зависимости от числа "хлебных единиц" в предстоящем приеме пищи, причем время приема пищи строго не регламентировали.
Уровни депрессии, тревожности, энергичности, позитивного самоощущения, общего самоощущения определяли с помощью "Опросника психологического благополучия" [3]. Он состоит из 22 вопросов. Ответ на каждый вопрос отражается на шкале от 0 до 3 баллов. Максимальное значение суммы баллов для вышеуказанных уровней составляет соответственно 18, 18, 12, 18, 66.
Для большей наглядности, удобства оценки изменений в психологическом статусе и облегчения сравнения нескольких групп нами были введены "степени изменения психологического критерия". Степень изменения депрессии и тревожности является разностью между уровнями депрессии и тревожности соответственно перед и после обучения (уровень депрессии (тревожности) до обучения минус уровень депрессии (тревожности) после обучения). Степень изменения энергичности, психологического благополучия и общего психологического состояния является разностью между соответствующими уровнями соответственно после и перед обучением (уровень энергичности (психологического благополучия, общего психологического состояния) после обучения минус уровень энергичности (психологического благополучия, общего психологического состояния) перед обучением). Любая степень может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Чем выше числовое значение степени, тем большие изменения произошли в уровне соответствующего психологического критерия. Отрицательное значение степени свидетельствует об изменении психологического критерия в худшую сторону.
Таблица 1
Программа обучения больных сахарным диабетом
Время занятия |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Выходные дни
Форма занятия
Первая неделя обучения
Лекция |
10 ч — 10 ч 30 мин |
Поступление в клинику |
Что такое диабет? Питание при Критерии компен- диабете. Белки, сации диабета жиры, углеводы |
Система “хлебных единиц” |
Инсулин. Механизм действия инсулина |
Профиль в выходные дни |
|
Дискуссия |
12ч- |
Тестирование |
Жизнь с диабетом. Для чего мы |
Планируемое и |
Нужна ли интен |
||
13 ч 30 |
мин |
Возможна ли эмо- едим? |
непланируемое |
сифицированная |
|||
циональная адап |
питание. Свобод |
инсулинотера- |
|||||
тация к диабету? |
ное питание: миф или реальность? |
пия? |
|||||
Семинар |
15ч- |
Знакомство. Дого |
Контроль и само- Расчет физиоло- |
“Буфет”, алко |
Инъекции инсу |
||
16 ч 30 |
мин |
вор. Цели и задачи |
контроль при ди- гического пита- |
голь, сахарозаме- |
лина. Инсулин и |
||
обучения. Обзор |
абете. Домашняя ния. “Светофор” |
нители |
питание |
тем обучения лаборатория
Вторая неделя обучения
Лекция |
10 ч — 10 ч 30 мин |
Неотложные состояния при диабете |
Физические нагрузки |
Хронические ос- Путешествие ложнения диабета |
Права и обязанности больного сахарным диабетом |
Дискуссия |
12 ч — 13 ч 30 мин |
Гипо- и гипергликемии: как отличить? |
Сахар в крови:что влияет на его повышение или снижение? |
Как избежать Диабет в жизни осложнений ди- мужчины. В чем абета? проблемы? |
Тестирование |
Семинар |
15 ч — |
Лечение гипо-и |
ПИФ: питание, |
Глаза, зубы, Диабет и беремен- |
Выписка из кли |
16 ч 30 мин |
гипергликемии |
инсулин, физические нагрузки |
почки, ноги ность (правила ухода) |
ники |
Уровни удовлетворенности лечением, субъективного ощущения гипогликемических реакций, субъективного ощущения гипергликемии определяли с помощью ’’Опросника для оценки удоле- творенности лечением" [4]. Он состоит из 8 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить, выбрав уровень от 0 до 6 на соответствующей шкале. Границы баллов для субъективных уровней ощущения гипогликемически реакций и гипергликемии от 0 (никогда не чувствую) до 6 (чувствую все время), для удовлетворенности качеством лечения от 0 (совсем не удовлетворен) до 6 (совершенно удовлетворен).
Уровень знаний определяли с помощью стандартного опросника, содержащего вопросы по всем темам обучения. Учитывали процент правильных ответов на контрольные вопросы.
Были выделены 2 контрольные группы больных, не проходивших обучения, что позволило оценить надежность полученных результатов с разных точек зрения. Контрольная группа № 1 (136 больных ИЗСД, находившихся на лечении в отделении в то же время, что и больные основной группы) служила для сравнительной оценки влияния обучения на качество компенсации сахарного диабета по среднесуточному уровню гликемии и среднесуточной амплитуде колебаний гликемии. Больные контрольной группы № 2 (14 человек) прошли те же психологические тесты, что и больные основной группы; результаты этого тестирования использовали в психологических исследованиях.
Математическую обработку данных проводили на персональном компьютере IBM АТ 486 с использованием программ EXCEL-5.0, STATGRAFICS. Степень достоверности различий оценивали с использованием критерия t Стьюдента. Числовые данные представлены в форме средних величин со стандартной ошибкой (М ± т).
Результаты и их обсуждение
При изучении влияния обучения на метаболический контроль больных ИЗСД отмечено достоверное снижение уровней среднесуточной гликемии и суточной амплитуды колебания глюкозы при неизменной суточной дозе инсулина (р < 0,05). При сравнении контрольной группы № 1 и основной группы достоверные различия выявлены только в количестве дней, проведенных больными в стационаре (30,85 ± 14,55 и 23,95 ± 7,82 дня соответственно; р < 0,05).
После проведенного обучения улучшился психологический статус больных ИЗСД (табл. 2): снизились уровни депрессии и тревожности, увеличились уровни энергичности, психологического благополучия, общего психологического со- Та бл и ца 2
Психологический статус больных ИЗСД до (д) и после (п) обучения
Обследованные |
УЗ |
Д |
Т |
э |
ПБ |
ОП |
||||||
д |
п |
д |
п |
д |
п |
д |
п |
д |
п |
д |
п |
|
Основная группа |
71,04 |
93,36 |
5,41 |
4,00 |
4,76 |
3,88 |
8,23 |
9,41 |
12,05 |
14,23 |
46,58 |
51,70 |
(л = П) |
± 21,46 |
± 7,49 |
± 2,52 |
± 2,03 |
± 2,70 |
± 2,11 |
± 2,07 |
± 1,17 |
± 3,49 |
± 1,98 |
± 9,54 |
± 5,09 |
Контрольная группа |
70,55 |
90,90 |
5,85 |
5,85 |
5,35 |
5,35 |
7,71 |
7,07 |
10,42 |
10,78 |
42,92 |
42,64 |
№ 2 (п = 14) |
± 14,00 |
± 5,88 |
± 3,23 |
± 2,95 |
± 3,34 |
± 3,20 |
± 2,43 |
± 2,97 |
± 4,65 |
± 3,96 |
± 12,20 |
± 11,63 |
Примечание. УЗ — уровень знаний, % правильных ответов на вопросы тестового контроля; Д — уровень депрессии, количество баллов; Т — уровень тревожности, количество баллов; Э — уровень энергии, количество баллов; ПБ — уровень психологического благополучия, количество баллов; ОП — уровень общего психологического статуса, количество баллов.
Таблица 3
Степени изменения психологического статуса больных ИЗСД после обучения
Обследованные |
Степень |
||||
д |
Т |
э |
ПБ |
ОП |
|
Основная группа (л = 17) Контрольная группа № 2 (п = 14) |
1,41 ± 2,03 0,14 ± 1,02 |
0,88 ±2,11 0,00 ± 1,96 |
1,29 ± 1,68 -0,35 ± 1,64 |
2,29 ± 2,88 0,35 ± 2,30 |
5,11 ± 6,57 1,14 ± 2,76 |
Р |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
Примечание. Д — степень изменения уровня депрессии, количество баллов; Т — степень изменения уровня тревожности, количество баллов; Э — степень изменения уровня энергии, количество баллов; ПБ — степень изменения уровня психологического благополучия, количество баллов; ОП — степень изменения уровня общего психологического статуса. Таблица 4
Оценка качества лечения больными ИЗСД до (д) и после (п) обучения
Обследованные
ГИПО
ГИПЕР
\ Основная группа (п = 17)
Контрольная группа № 2 (п = 14)
2,17 ± 1,42 2,64 ± 1,64 2,76 ± 1,20 1,52 ± 1,06 24,00 ± 5,29 26,92 ± 3,62
2,64 ±1,64 2,92 ± 1,73 2,35 ± 1,59 2,28 ± 1,63 19,47 ± 5,31 28,41 ± 4,34
Примечание. ГИПО — уровень субъективного ощущения гипогликемий, количество баллов; ГИПЕР — уровень субъективного ощущения гипергликемий, количество баллов; Л — уровень субъективной оценки качества лечения, количество баллов. стояния (р < 0,05). В контрольной группе все вышеперечисленные показатели за время пребывания в стационаре не изменились. И это несмотря на то, что уровень знаний повысился как в основной, так и в контрольной группе, в которой больные не обучались по специальной программе, а получали информацию о диабете из общения с лечащим врачом и другими больными стационара (заметим, что больные контрольной группы не находились в стационаре во время работы ’’Школы больного диабетом" и поэтому не могли получить дополнительную информацию о диабете от больных основной группы).
Как видно из табл. 3, среди больных основной группы степень изменения психологического статуса имела позитивные тенденции относительно депрессии, энергичности, психологического благополучия, общего психологического состояния. В контрольной группе степени изменения оказались минимальны, причем степень энергичности имела отрицательное значение. Таким образом, при структурированном обучении нарастание суммы знаний сопровождается и положительными психологическими сдвигами, чего, как видно из полученных результатов, не дает обычная работа врача с больным в процессе стационарного лечения, несмотря на увеличение объема знаний в обоих случаях.
У обученных больных снизилась частота субъективного ощущения гипергликемий (р < 0,05), чего не наблюдалось в контрольной группе. Относительно гипогликемии достоверных тенденций не выявлено. Достоверное улучшение субъективной оценки качества лечения (р < 0,05) произошло как в основной, так и в контрольной группе (табл. 4). Таким образом, оценка больными качества лечения, проведенного в стационаре, по-видимому, не зависит от прохождения цикла обучения, а складывается из субъективного восприятия обстановки в клинике, лечащего врача, медицинского персонала и др.
Следовательно, программа обучения больных ИЗСД может быть рекомендована как один из способов повышения эффективности лечения с точки зрения не только компенсации обмена, но и улучшения психологического состояния больных.
Выводы
- При структурированном обучении нарастание суммы знаний сопровождается и положительными психологическими сдвигами, чего не дает обычная работа врача с больным в процессе стационарного лечения, несмотря на увеличение объема знаний в обоих случаях. Обучение приводит к достоверным положительным изменениям в уровнях депрессии, энергичности, психологического благополучия, общего психологического состояния.
- Оценка больными качества лечения, проведенного в стационаре, не зависит от прохождения цикла обучения, а, по-видимому, складывается из субъективного восприятия обстановки в клинике, лечащего врача, медицинского персонала и др.
Список литературы
1. Анциферов М. Б., Старостина Е. Г., Галстян Г. Р., Дедов И. И. // Актуальные вопросы клинической диабетологии. — Казань, 1994. - Т. 3. - С. 102-104.
2. Анциферов М. Б., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. // Актуальные проблемы эндокринологии: Тезисы докладов 3-го Всероссийского съезда эндокринологов. — М., 1996. — С. 30—31.
3. Bradley С., Gamsu D. S. Ц Diabet. Med. - 1994. - Vol. 11. - P. 510-516.
4. Dunning Trisha Diabetes Education. Teaching, Learning, Communication H IDF Bull. - 1994. - Vol. 39, N 1. - P. 26-27.
5. Joslin E. P. A Diabetes Manual for Mutual Use of Doctor and Patient. — New York, 1919.
6. Joslin Diabetes Manual / Joslin Diabetes Center / Eds L. P. Krall, R. S. Beser. 12-th Ed. - Philadelphia, 1989.
Об авторах
А. В. ДревальМОНИКИ им. М. Ф. Владимирского
Россия
Ю. А. Редькин
МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского
Россия
И. В. Мисникова
МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Древаль А.В., Редькин Ю.А., Мисникова И.В. Характер психологических изменений у больных инсулинзависимым сахарным диабетом после обучения самоконтролю. Проблемы Эндокринологии. 1999;45(1):8-11. https://doi.org/10.14341/probl11691
For citation:
Dreval A.V., Redkin Yu.A., Misnikova I.V. The nature of psychological changes in patients with insulin-dependent diabetes mellitus after learning self-control. Problems of Endocrinology. 1999;45(1):8-11. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11691

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).