Перейти к:
Экскреция катехоламинов с мочой и содержание серотонина в крови при юношеском гипоталамическом синдроме
https://doi.org/10.14341/probl11930
Аннотация
В течение цикла у 8 здоровых девочек и у 52 пациентов с ювенильным гипоталамическим синдромом в острой и хронической стадиях измеряли суточную концентрацию адреналина в моче, норадреналина, дофамина и уровень серотонина в крови в течение цикла. Эти параметры были обнаружены практически одинаково у здоровых девочек и у тех, кто страдает от синдрома гипоталамуса в течение цикла или у пациентов во время острой и хронической стадии состояния. Выделение катехоламинов с мочой и уровень серотонина в крови были повышены в 1,5-2 раза в острой стадии синдрома и несколько снижены в хронической стадии; Это, по-видимому, связано со снижением активности симпатоадреналовой системы в ходе прогрессирования заболевания.
Для цитирования:
Карабахцян Р.Г., Авакян З.А. Экскреция катехоламинов с мочой и содержание серотонина в крови при юношеском гипоталамическом синдроме. Проблемы Эндокринологии. 1993;39(6):20-22. https://doi.org/10.14341/probl11930
For citation:
Karabakhtsyan R.G., Avakyan Z.A. Urinary catecholamine excretion and blood serotonin content in patients with the juvenile hypothalamic syndrome. Problems of Endocrinology. 1993;39(6):20-22. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11930
В регуляции функции репродуктивной системы пусковая роль принадлежит пульсирующему цир- хоральному выделению гонадотропин-рилизинг- гормона нейронами аркуатных ядер гипоталамуса. Однако функция «аркуатного осциллятора» не является автономной — она находится под влиянием высших центров, половых стероидов и других гормонов [14—16].
В центральной регуляции функции гипоталамо- гипофизарной системы и периферических желез существенна роль биогенных аминов моноаминового ряда — катехоламинов (КА) и серотонина (С) [1, 2, 10—13], которые активно участвуют в процессах созревания женского организма, формирования цикличности функционирования репродуктивной системы [8].
Нарушение механизмов нейрогуморальной регуляции и изменение функционального состояния симпатико-адреналовой системы могут привести к гипоталамо-гипофизарным расстройствам [9], нарушениям менструальной и репродуктивной функций [2, 6], стать основой расстройств
функционального состояния центральной нервной системы и развития нейроэндокринных синдромов [4]. Поэтому изучение особенностей обмена КА и С может иметь определенное значение для понимания патогенетических механизмов юношеского гипоталамического синдрома (ЮГС) и разработки эффективных методов его терапии.
Учитывая целесообразность определения в моче уровня КА для оценки активности симпатико- адреналовой системы, мы поставили цель исследовать суточную экскрецию адреналина (А), норадреналина (НА), дофамина (ДА), а также содержание С в крови в динамике менструального цикла у девушек — здоровых и страдающих ЮГС.
Материалы и методы
Под наблюдением находились 8 практически здоровых девушек с регулярным овуляторным менструальным циклом в возрасте от 15 до 20 лет и 52 пациентки того же возраста с ЮГС. Диагноз ЮГС ставили на основании результатов комплексных клинико-лабораторных исследований, включавших оценку функции яичников, рентгенографию черепа, офтальмологические исследования, элек^^р^^^н г^.по1~р^- фию, эхографию органов малого таза и надпочечников, радиоиммунологическое определение ФСГ, ЛГ, пролактина, АКТГ, ТТГ, СТГ, 17 p-эстрадиола, прогестерона, тестостерона, кортизола, альдостерона, тироксина, трийодтиронина.
Клиническая картина ЮГС характеризовалась наличием полос растяжения на коже тела и конечностей (stria distensae), нарушениями менструального цикла, патологическим ростом волос на лице и теле, избыточной массой тела, ранним половым созреванием и своеобразным внешним видом, неврологической симптоматикой, трофическими и сосудистыми поражениями кожи и др.
В зависимости от длительности заболевания и выраженности клинической симптоматики больных разделили на 2 группы: в 1-ю вошли 38 пациенток с острой, во 2-ю — 14 пациенток с хронической стадией ЮГС.
Для острой стадии ЮГС были характерны продолжительность заболевания в основном от 6 мес до 2,5 лет, интенсивная окраска стрий от розовой до красноватой с фиолетовым оттенком, для хронической стадии — длитель-
ность заболевания более 2,5—3 лет, побледнение кожных стрий.
Определение А, НА, ДА в суточной моче и С в плазме крови проводили флюориметрическим методом [5, 7]. В качестве стандартов использовали чистые кристаллические препараты адреналина (L-arterenol bitartarat), норадреналина (L-epi- nephrin bitartarat), дофамина (3-Hydroxytyramin HCI), cepo- тонин-креатинин-сульфата («Sigma»).
Исследование проводили в двух фазах менструального цикла: при регулярном ритме менструаций и олигоменорее — в ранней фолликулиновой (I фаза цикла) и предполагаемой поздней лютеиновой (II фаза цикла), у больных с вторичной аменореей — дважды с интервалом 15 дней.
Результаты и их обсуждение
Сравнение экскреции с мочой КА и содержания С в крови в двух фазах менструального цикла не выявило статистически значимых различий в уровне этих показателей в динамике менструального цикла по двум точкам определения как у здоровых девушек, так и при обеих стадиях ЮГС.
В острой стадии ЮГС отмечено повышение по сравнению с контролем экскреции А, НА и ДА в обеих фазах менструального цикла, а увеличение содержания С (р<0,05) зафиксировано только в фолликулиновой фазе (см. таблицу). В хронической стадии ЮГС достоверно повышенным по сравнению с контрольной группой был лишь уровень А (р<0,05) в фолликулиновой и ДА (р<0,02) в лютеиновой фазе цикла.
Повышение экскреции КА с мочой в острой стадии ЮГС, вероятно, отражает гиперактивацию симпатико-адреналовой системы. Менее выраженное повышение экскреции КА с мочой и содержания С в крови в хронической стадии ЮГС, при более глубоких нарушениях репродуктивной и эндокринной функций организма, видимо, объясняется снижением активности симпатико-адреналовой системы [3].
Проведено также сопоставление экскреции КА с мочой и содержания С в крови при разных типах нарушения менструальной функции. В острой стадии ЮГС обнаружено достоверное (р<0,02) повышение уровня НА при вторичной аменорее (413,2±86,0 нмоль/л) по сравнению с олигоменореей (166,4±32,5 нмоль/л) в I фазе менструального цикла.
В хронической стадии ЮГС в группе пациенток с вторичной аменореей обнаружено также достоверное (р<0,05) повышение экскреции с мочой НА как в 1 (488,1 ± 153,8 нмоль/л), так и во И фазе цикла (565,3± 192,7 нмоль/л) по сравнению с аналогичными данными при олигоменорее (соответственно 114,0±36,6 и 51,3±24,1 нмоль/л), а также повышение (р<0,02) уровня ДА во II фазе (5282,8+506,8 нмоль/л против 2825,5+ +541,5 нмоль/л).
При сравнении групп с вторичной аменореей и регулярным циклом выявлено достоверное повышение при вторичной аменорее уровня ДА (р<0,02) в I фазе (7414,3± 1472,7 нмоль/л против 2351,8+701,6 нмоль/л) и НА (р<0,05) во II фазе менструального цикла (565,3+ ±192,7 нмоль/л против 107,3±39,8 нмоль/л).
Приведенные данные указывают на более выраженные изменения экскреции Ка с мочой при нарушениях менструальной функции по типу вторичной аменореи по сравнению с показателями при
Примечание. Достоверность различий: р — между 1-й группой и здоровыми, р\ — между 2-й группой и здоровыми. Н.д. — недостоверные различия.
олигоменорее и при сохранившемся ритме менструаций, что свидетельствует о наиболее глубоких функциональных изменениях нейрогуморальной регуляции репродуктивной системы.
Таким образом, можно предположить, что в патогенетических механизмах ЮГС определенная роль принадлежит повышенной активности симпатико-адреналовой системы. По-видимому, повышение экскреции с мочой КА (А, НА, ДА) и содержания в крови С в острой (начальной) стадии заболевания приводит к активации гипо- таламо-гипофизарно-яичниковой системы. С прогрессированием заболевания и переходом его в хроническую стадию происходит относительное снижение экскреции с мочой КА и содержания в крови С, что, возможно, обусловлено подавлением функции КА- и С-продуцирующих структур.
Выводы
- Экскреция с мочой катехоламинов и содержания в крови серотонина в динамике менструального цикла (ранней фолликулиновой и поздней лютеиновой фазах) существенно не различаются у здоровых девушек и у пациенток с юношеским гипоталамическим синдромом (ЮГС) в острой и хронической стадиях.
- В острой стадии ЮГС повышены экскреция с мочой адреналина, норадреналина, дофамина и содержания в крови серотонина, что обусловлено, вероятно, активацией симпатико- адреналовой системы.
- В хронической стадии ЮГС экскреция катехоламинов и содержание в крови серотонина снижены, по-видимому, в связи с подавлением функции симпатико-адреналовой системы по мере прогрессирования заболевания.
Список литературы
1. Адамс кая Е. И.. Бабичев В. Н. // Пробл. эндокринол.— 1984.— Ns 1,— С. 36—42.
2. Бабичев В. Н. Нейрогормональная регуляция овариального цикла.— М., 1984.
3. Васильев В. Н., Чугунов В. С. Симпатико-адреналовая активность при различных функциональных состояниях человека,—М., 1985.—С. 9—17; 140—141.
4. Вейн А. М., Соловьева А. Д., Колосова О. А. Вегетососудистая дистония.— М., 1981,—С. 79—126; 304— 306.
5. Колб В. Г., Камышников В. С. Справочник по клинической химии.— Минск, 1982.— С. 339—341.
6. Коренева Г. П., Шикаева Ф. В. // Акуш. и гин.— 1981.— Ns 12,— С. 15—17.
7. Матлина Э. Ш., Киселева 3. М., Софиева И. Э. Методы исследования некоторых гормонов и медиаторов.— М., 1965,— С. 25—32.
8. Плехова Е. И., Левенец С. А. // Акуш. и гин.— 1987.— № 3,—С. 13—16.
9. Старкова Н. Т. // Патогенез и особенности клинического течения гипоталамо-гипофизарных заболеваний.— Калининград, 1986.— С. 3—5.
10. Тумилович Л. Г. // Акуш. и гин.-— 1987.— № 3.— С. 3—6.
11. И. Feichtinger U7., Kemeter Р., Salzer Н. et al. // Wien. klin. Wschr.— 1980,- Bd 92, N 10,— S. 365-368.
12. Hashimoto R.. Kimura F. // Acta endocr. (Kbh).— 1987.— Vol. 116, N 3,— P. 357—363.
13. Ho K- J-, Smythe A. G., Luzarus L. // Clin. Endocr.— 1984,—Vol. 20, N 1.— P. 53—63.
14. Knobil E. // Rec. Progr. Horm. Res.— 1974.— Vol. 30.— P. 1-46.
15. Knobil E. // Ibid.— 1980,—Vol. 36,— P. 53—88.
16. Knobil E„ Plant T. M., Wildt L. et al. // Science.— 1980,— Vol. 207,— P. 1371 — 1373.
Об авторах
Р. Г. КарабахцянНаучно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минздрава Армении
Армения
З. А. Авакян
Научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минздрава Армении
Армения
Рецензия
Для цитирования:
Карабахцян Р.Г., Авакян З.А. Экскреция катехоламинов с мочой и содержание серотонина в крови при юношеском гипоталамическом синдроме. Проблемы Эндокринологии. 1993;39(6):20-22. https://doi.org/10.14341/probl11930
For citation:
Karabakhtsyan R.G., Avakyan Z.A. Urinary catecholamine excretion and blood serotonin content in patients with the juvenile hypothalamic syndrome. Problems of Endocrinology. 1993;39(6):20-22. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl11930

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).