Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск

Секреция инсулина изолированной поджелудочной железой крыс при действии прооксидантов; связь с высвобождением глутатиона

https://doi.org/10.14341/probl12014

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Клинические наблюдения свидетельствуют, что в крови больных сахарным диабетом наблюдается повышенное содержание продуктов липидной пероксидации и снижение уровня восстановленного глутатиона (GSH). Система глутатиона поддерживает в восстановленном состоянии поверхностные SH-группы мембранных белков, которые участвуют в стимулсекреторном сопряжении и определяют чувствительность р-клеток к действию глюкозы и других секретогенов. Глутатион, весьма лабильный фактор механизма секреции инсулина, также входит в систему ан- типерекисной защиты клетки и на фоне низкого антиоксидантного потенциала р-клеток является наиболее уязвимой мишенью действия продуктов липидной пероксидации. Можно предполагать, что изменение тиол-дисульфидного равновесия является одним из механизмов снижения чувствительности р-клеток к действию основных секретогенов при активации перекисного окисления липидов (ПОЛ).


В связи с этим исследовались секреция инсулина и высвобождение глутатиона изолированной поджелудочной железой в условиях активации ПОЛ, вызванной инфузией прооксидантов.

Для цитирования:


Ситожевский А.В., Дуста И.В., Трофимов А.В., Иванов В.В., Карпенко О.А. Секреция инсулина изолированной поджелудочной железой крыс при действии прооксидантов; связь с высвобождением глутатиона. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(3):39-41. https://doi.org/10.14341/probl12014

For citation:


Sitozhevsky A.V., Dusta I.V., Trofimov A.V., Ivanov V.V., Karpenko O.A. Insulin secretion by isolated rat pancreas under the effect of prooxidants: A relationship with glutathione release. Problems of Endocrinology. 1994;40(3):39-41. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl12014

Клинические наблюдения свидетельствуют, что в крови больных сахарным диабетом наблюдается повышенное содержание продуктов липидной пероксидации и снижение уровня восстановленного глутатиона (GSH) [1, 6]. Система глутатиона поддерживает в восстановленном состоянии поверхностные SH-группы мембранных белков, которые участвуют в стимулсекреторном сопряжении и определяют чувствительность р-клеток к действию глюкозы и других секретогенов [4]. Глутатион, весьма лабильный фактор механизма секреции инсулина, также входит в систему ан- типерекисной защиты клетки и на фоне низкого антиоксидантного потенциала р-клеток является наиболее уязвимой мишенью действия продуктов липидной пероксидации [2, 9]. Можно предполагать, что изменение тиол-дисульфидного равновесия является одним из механизмов снижения чувствительности р-клеток к действию основных секретогенов при активации перекисного окисления липидов (ПОЛ).

В связи с этим исследовались секреция инсулина и высвобождение глутатиона изолированной поджелудочной железой в условиях активации ПОЛ, вызванной инфузией прооксидантов.

Материалы и методы

Эксперименты проводились на крысах-самцах Вистар массой 280—320 г, содержавшихся на стандартной диете. Приготовление препарата изолированной поджелудочной железы проводили по методу [10]: у подвергнутого наркозу (уретан Федорова) Сибирского медицинского университета, Томск в дозе 1 г на 1 кг массы тела) животного выделяли поджелудочную железу в едином органокомплексе с участком двенадцатиперстной кишки. Изолированный препарат поджелудочной железы помещали на термостатированную платформу (37 °С) и включали в систему перфузии без рециркуляции. Афферентную и эфферентную канюли вводили в a. celia- са и v. porta соответственно и в течение 20 мин проводили уравновешивающую перфузию поджелудочной железы Кребс— Рингер-бикарбонатным буферным раствором (pH 7,35), содержащим декстран Т-40 (4%). Раствор насыщали карбогеном (95% 02 и 5% СО2). Скорость перфузии составляла 4 мл/мин при перфузионном давлении 30—35 мм рт. ст. Секрецию инсулина исследовали при концентрациях глюкозы 4,5 и 16,7 мМ. Введение реагентов в перфузирующий раствор проводили микродозатором в афферентную канюлю со скоростью 20 мкл/мин. Жизнеспособность препарата оценивали по скорости секреции инсулина в ответ на стимуляцию глюкозой и уровню сократительной активности двенадцатиперстной кишки [10]. Концентрацию инсулина в перфузате определяли радиоиммунологическим методом с применением набора рио-ИНС-ПГ-1251 с модификациями. Островки Лангерганса выделяли по методу [13] с модификациями, предложенными М. И. Пигаревой и соавт. [3]. Инкубацию островков проводили в насыщенном карбогеном Кребс—Рингер-би- карбонатном буфере с добавлением 0,1 % бычьего сывороточного альбумина (V фракция). ПОЛ активировали инфузией смеси прооксидантов: гидроперекиси трет-бутила и раствора FeSO( в конечных концентрациях 10_4 М. Содержание ТБК-активных продуктов в поджелудочной железе регистрировали по интенсивности поглощения при длине волны 535 нм [14], а в островках Лангерганса — по флюоресценции три- метинового комплекса (максимум возбуждения 515 нм, максимум флюоресценции 553 нм) [15]. Определение глутатиона в островках Лангерганса и перфузате проводили, измеряя флюоресценцию комплекса GSH и орто-фталевого альдегида при длинах волн возбуждения и флюоресценции 350 и 420 нм соответственно [12]. Статистическую обработку результатов проводили с использованием непараметрического критерия Вилкоксона—Манна—Уитни в стандартном пакете Statgraf на IBM PC.

Рис. 1. Глюкозостимулированная секреция инсулина (в нг на 1 г ткани в 1 мин) изолированной поджелудочной железой крыс.

/—контроль; 2 — после преперфузии прооксидантами (гидроперекись трет- бутила и Fe2+, IO-4 М).

А — содержание ТБК-активных продуктов (в ед. ОД532) в поджелудочной железе через 60 мин перфузии:

/ — контроль; 2— после 20 мин преперфузии прооксидантами.

Звездочка — изменение достоверно при сравнении с контролем р<0,05. Здесь и на рис. 2: интервал а — 4,5 мМ глюкозы, интервал б — 16,7 мМ глюкозы в перфузионной среде; по оси абсцисс — время перфузии (в мин).

Результаты и их обсуждение

Перфузия препарата поджелудочной железы раствором, содержащим 4,5 мМ глюкозы, сопровождалась низким уровнем секреции инсулина — ~1 нг на 1 г ткани в 1 мин. Увеличение концентрации глюкозы до 16,7 мМ приводило к быстрому возрастанию секреции гормона до 70 нг на 1 г ткани и в 1 мин (рис. 1). При этом в процессе секреции явно выражены две фазы: быстрый выброс инсулина начинался сразу в ответ на добавление 16,7 мМ глюкозы, достигал мак- . симума через 2—3 мин; фаза медленного увеличения секреции начиналась с 10—16-й минуты, максимальная скорость (40 нг на 1 г ткани в 1 мин) отмечалась через 20—30 мин. Такая динамика секреции объясняется тем, что в первую фазу секретируется готовый инсулин, тогда как во вторую выделяется гормон, синтезированный de novo [8].

В сложном процессе секреции инсулина важную роль играют мембранные SH-группы, редокс- состояние которых тесно связано с обменом глутатиона — основного внутриклеточного тиола островков Лангерганса [4]. Скорость высвобождения изолированной поджелудочной железой GSH при концентраций глюкозы 4,5 мМ в перфузирующем растворе составляла 5 нмоль на 1 г ткани в 1 мин, а окисленного (GSSG) — около 3 нмоль на 1 г ткани в 1 мин (рис. 2,/). Повышение концентрации глюкозы до 16,7 мМ приводило к резкому выбросу GSH и GSSG, совпадавшему по времени с первой фазой секреции инсулина. Наибольшее внимание привлекает значительное увеличение скорости высвобождения GSSG в ответ на действие секретоге- на. Данные о влиянии п-хлормеркурийбензоата и дитиотриетола на глюкозоиндуцированную секрецию инсулина позволяют предположить, что при действии глюкозы на 0-клетки происходят быстрые изменения редокс-состояния мембранных тиолов [11]. Окисление SH-групп мембранных белков и их последующее восстановление глутатионом может приводить к выбросу GSSG 0-клетками. С другой стороны, высвобождение GSH поджелудочной железой и его включение в пул плазменного глутатиона также может быть одним из физиологических механизмов, поддерживающих мембранные SH-группы в восстановленном состояниии и модулирующих чувствительность 0-клеток к действию глюкозы [5]. По-видимому, соотношение скоростей выхода GSSG и GSH из 0-клеток отражает изменение редокс-состояния мембранных тиолов, вовлеченных в SH-зависимые механизмы стимулсекреторного сопряжения.

Добавление прооксидантов (гидроперекись трет-бутила и ионы Fe*+) в конечной концентрации 10-4 М приводило к активации ПОЛ, о чем свидетельствовало почти двукратное увеличение содержания ТБК-активных продуктов в поджелудочной железе (см. рис. 1). Базальная секреция инсулина в этих условиях заметно не изменялась, однако скорость глюкозостимулированной секреции значительно уменьшалась как в первую, так и во вторую фазу выделения гормона. В присутствии прооксидантов наблюдалось значительное снижение скорости выхода GSH и, как следствие, инверсия отношения GSH/GSSG (рис. 2, //). Добавление глюкозы в концентрации 16,7 мМ после преперфузии прооксидантами приводило к быстрому выбросу GSH и GSSG, однако увеличение скорости высвобождения GSSG было менее выра-

I

Рис. 2. Высвобождение GSH (/) и GSSG (2) (в нмоль на 1 г ткани в 1 мин) изолированной поджелудочной железой в ответ на добавление глюкозы (/) и после 20 мин преперфузии прооксидантами (//).

Влияние гидроперекиси трет-бутила и Fe24- (10”4 М) на содержание глутатиона и ТБК-активных продуктов в изолированных островках Лангерганса (п=10; р<0,05)

Условие

ТБК-ак-

GSH

GSSG

GSH/

тивные

опыта

продукты,

1фл

пмоль на 100 островков

GSSG

Контроль          142±26          725±80           363±42           2,0

Прооксидан

ты              553±94          573±56           597±56           0,96

жено по сравнению с изменением этого параметра в ответ на глюкозный стимул в отсутствие прооксидантов. Известно, что активация ПОЛ приводит к снижению уровня GSH и повышению уровня GSSG в клетках [7]. Нами обнаружено снижение выброса GSH перфузируемой поджелудочной железой при действии прооксидантов, указывающее на возможное уменьшение его содержания в р-клетках островков Лангерганса. Действительно, преинкубация изолированных островков Лангерганса с гидроперекисью третбутила и Fe?+ (10”4 М) приводила к активации ПОЛ, снижению содержания GSH и увеличению количества GSSG (см. таблицу). Эти изменения отражают участие системы глутатиона в восстановлении SH-групп, окисляющихся в присутствии F^+ и гидроперекисей [1, 7]. В меньшей степени, по-видимому, увеличение содержания GSSG связано с функционированием глутатионпероксидазы, активность которой довольно низка в эндокринной ткани поджелудочной железы [9]. В то же время мы не наблюдали увеличения выброса GSSG перфузируемой поджелудочной железой, что может являться следствием конкурентного ингибирования транспортной системы глутатиона смешанными дисульфидами, образование которых увеличивается при повышении концентрации GSSG [7].

Таким образом, активация ПОЛ сопровождается уменьшением содержания GSH, увеличением доли GSSG в островках Лангерганса и с течением времени может приводить к истощению пула внутриклеточного GSH и снижению редокс- потенциала SH-групп мембранных белков. Уменьшение числа мембранных SH-групп, способных включаться в механизм стимулсекреторного сопряжения, снижает чувствительность р-клеток к действию секретогена, что проявляется в подавлении стимулированной глюкозой секреции инсулина.

Выводы

  1. Перфузия поджелудочной железы раствором с высокой концентрацией глюкозы сопровождается увеличением скорости высвобождения GSH и GSSG. Выброс глутатиона совпадает по времени с первой фазой секреции инсулина.
  2. Активация ПОЛ приводит к подавлению глюкозостимулированной секреции инсулина изолированной поджелудочной железой.

При действии прооксидантов обнаружено уменьшение соотношения GSH/GSSG в изолированных островках Лангерганса и снижение скорости высвобождения GSSG и GSH перфузируемой поджелудочной железой в ответ на глюкозный стимул.

Список литературы

1. Дедов И. И., Горелышева В. А., Романовская Г. А. // Пробл. эндокринол,— 1992.— № 6.— С. 32—33.

2. Кулинский В. И., Колесниченко Л. С. // Успехи соврем, биол.— 1990,— Т. НО, вып. 1,— С. 20—23.

3. Пигарева М. И., Беляева Н. Ф., Старосельцева Л. К- // Пробл. эндокринол.— 1976.— № 7.— С. 137—140.

4. Ammon Н. Р. Т., Mark М. N. // Cell Biochem. Fund.— 1985,— Vol. 3, N 3,— P. 157—171.

5. Ammon H. P. T., Klumpp S., Fus A. et al. // Diabetologia.— 1989,— Vol. 32,— P. 797—800.

6. Armstrong D. // J. Diabet. Complicat.— 1992.— Vol. 6, N 2,— P. 116—122.

7. Bellomo C., Mirabelli F., Richelmi P., Finardi G. // Hum. Toxicol.— 1989,— Vol. 8, N 2.— P. 152.

8. Field J. B. // Metabolism.— 1964.— Vol. 13.— P. 407—421.

9. Grankvist K., Marklund S. L., Taljadal I. B. // Biochem. J.— 1981,— Vol. 199,— P. 393—398.

10. Crodsky G. M., Heldt H. // Meth, diabet. Res.— 1984.— Vol. 1, Pt В,— P. 137—146.

11. Hellman B., ldahl L. A., Lenmark A. // Biochem. biophys. Ada.— 1975,— Vol. 392.— P. 101 — 109.

12. Hissin P. I., Hilf R. // Analyt. Biochem.— 1976.— Vol. 74,— P. 214—226.

13. Lacy P. E., Kostianovsky M. // Diabetes.— 1967.— Vol. 16, N 1,— P. 35—39.

14. Yagi K., Nishigaki I., Ohama H. // Vitamins.— 1968.— Vol. 37, N 1,— P. 105—112.

15. Yagi К. 11 Biochem. Med.— 1976.— Vol. 12, N 1,— P. 212-216.


Об авторах

А. В. Ситожевский
Сибирский медицинский университет
Россия


И. В. Дуста
Сибирский медицинский университет
Россия


А. В. Трофимов
Сибирский медицинский университет
Россия


В. В. Иванов
Сибирский медицинский университет
Россия


О. А. Карпенко
Сибирский медицинский университет
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Ситожевский А.В., Дуста И.В., Трофимов А.В., Иванов В.В., Карпенко О.А. Секреция инсулина изолированной поджелудочной железой крыс при действии прооксидантов; связь с высвобождением глутатиона. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(3):39-41. https://doi.org/10.14341/probl12014

For citation:


Sitozhevsky A.V., Dusta I.V., Trofimov A.V., Ivanov V.V., Karpenko O.A. Insulin secretion by isolated rat pancreas under the effect of prooxidants: A relationship with glutathione release. Problems of Endocrinology. 1994;40(3):39-41. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl12014

Просмотров: 608


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)