Перейти к:
Секреция инсулина изолированной поджелудочной железой крыс при действии прооксидантов; связь с высвобождением глутатиона
https://doi.org/10.14341/probl12014
Аннотация
Клинические наблюдения свидетельствуют, что в крови больных сахарным диабетом наблюдается повышенное содержание продуктов липидной пероксидации и снижение уровня восстановленного глутатиона (GSH). Система глутатиона поддерживает в восстановленном состоянии поверхностные SH-группы мембранных белков, которые участвуют в стимулсекреторном сопряжении и определяют чувствительность р-клеток к действию глюкозы и других секретогенов. Глутатион, весьма лабильный фактор механизма секреции инсулина, также входит в систему ан- типерекисной защиты клетки и на фоне низкого антиоксидантного потенциала р-клеток является наиболее уязвимой мишенью действия продуктов липидной пероксидации. Можно предполагать, что изменение тиол-дисульфидного равновесия является одним из механизмов снижения чувствительности р-клеток к действию основных секретогенов при активации перекисного окисления липидов (ПОЛ).
В связи с этим исследовались секреция инсулина и высвобождение глутатиона изолированной поджелудочной железой в условиях активации ПОЛ, вызванной инфузией прооксидантов.
Для цитирования:
Ситожевский А.В., Дуста И.В., Трофимов А.В., Иванов В.В., Карпенко О.А. Секреция инсулина изолированной поджелудочной железой крыс при действии прооксидантов; связь с высвобождением глутатиона. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(3):39-41. https://doi.org/10.14341/probl12014
For citation:
Sitozhevsky A.V., Dusta I.V., Trofimov A.V., Ivanov V.V., Karpenko O.A. Insulin secretion by isolated rat pancreas under the effect of prooxidants: A relationship with glutathione release. Problems of Endocrinology. 1994;40(3):39-41. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl12014
Клинические наблюдения свидетельствуют, что в крови больных сахарным диабетом наблюдается повышенное содержание продуктов липидной пероксидации и снижение уровня восстановленного глутатиона (GSH) [1, 6]. Система глутатиона поддерживает в восстановленном состоянии поверхностные SH-группы мембранных белков, которые участвуют в стимулсекреторном сопряжении и определяют чувствительность р-клеток к действию глюкозы и других секретогенов [4]. Глутатион, весьма лабильный фактор механизма секреции инсулина, также входит в систему ан- типерекисной защиты клетки и на фоне низкого антиоксидантного потенциала р-клеток является наиболее уязвимой мишенью действия продуктов липидной пероксидации [2, 9]. Можно предполагать, что изменение тиол-дисульфидного равновесия является одним из механизмов снижения чувствительности р-клеток к действию основных секретогенов при активации перекисного окисления липидов (ПОЛ).
В связи с этим исследовались секреция инсулина и высвобождение глутатиона изолированной поджелудочной железой в условиях активации ПОЛ, вызванной инфузией прооксидантов.
Материалы и методы
Эксперименты проводились на крысах-самцах Вистар массой 280—320 г, содержавшихся на стандартной диете. Приготовление препарата изолированной поджелудочной железы проводили по методу [10]: у подвергнутого наркозу (уретан Федорова) Сибирского медицинского университета, Томск в дозе 1 г на 1 кг массы тела) животного выделяли поджелудочную железу в едином органокомплексе с участком двенадцатиперстной кишки. Изолированный препарат поджелудочной железы помещали на термостатированную платформу (37 °С) и включали в систему перфузии без рециркуляции. Афферентную и эфферентную канюли вводили в a. celia- са и v. porta соответственно и в течение 20 мин проводили уравновешивающую перфузию поджелудочной железы Кребс— Рингер-бикарбонатным буферным раствором (pH 7,35), содержащим декстран Т-40 (4%). Раствор насыщали карбогеном (95% 02 и 5% СО2). Скорость перфузии составляла 4 мл/мин при перфузионном давлении 30—35 мм рт. ст. Секрецию инсулина исследовали при концентрациях глюкозы 4,5 и 16,7 мМ. Введение реагентов в перфузирующий раствор проводили микродозатором в афферентную канюлю со скоростью 20 мкл/мин. Жизнеспособность препарата оценивали по скорости секреции инсулина в ответ на стимуляцию глюкозой и уровню сократительной активности двенадцатиперстной кишки [10]. Концентрацию инсулина в перфузате определяли радиоиммунологическим методом с применением набора рио-ИНС-ПГ-1251 с модификациями. Островки Лангерганса выделяли по методу [13] с модификациями, предложенными М. И. Пигаревой и соавт. [3]. Инкубацию островков проводили в насыщенном карбогеном Кребс—Рингер-би- карбонатном буфере с добавлением 0,1 % бычьего сывороточного альбумина (V фракция). ПОЛ активировали инфузией смеси прооксидантов: гидроперекиси трет-бутила и раствора FeSO( в конечных концентрациях 10_4 М. Содержание ТБК-активных продуктов в поджелудочной железе регистрировали по интенсивности поглощения при длине волны 535 нм [14], а в островках Лангерганса — по флюоресценции три- метинового комплекса (максимум возбуждения 515 нм, максимум флюоресценции 553 нм) [15]. Определение глутатиона в островках Лангерганса и перфузате проводили, измеряя флюоресценцию комплекса GSH и орто-фталевого альдегида при длинах волн возбуждения и флюоресценции 350 и 420 нм соответственно [12]. Статистическую обработку результатов проводили с использованием непараметрического критерия Вилкоксона—Манна—Уитни в стандартном пакете Statgraf на IBM PC.
Рис. 1. Глюкозостимулированная секреция инсулина (в нг на 1 г ткани в 1 мин) изолированной поджелудочной железой крыс.
/—контроль; 2 — после преперфузии прооксидантами (гидроперекись трет- бутила и Fe2+, IO-4 М).
А — содержание ТБК-активных продуктов (в ед. ОД532) в поджелудочной железе через 60 мин перфузии:
/ — контроль; 2— после 20 мин преперфузии прооксидантами.
Звездочка — изменение достоверно при сравнении с контролем р<0,05. Здесь и на рис. 2: интервал а — 4,5 мМ глюкозы, интервал б — 16,7 мМ глюкозы в перфузионной среде; по оси абсцисс — время перфузии (в мин).
Результаты и их обсуждение
Перфузия препарата поджелудочной железы раствором, содержащим 4,5 мМ глюкозы, сопровождалась низким уровнем секреции инсулина — ~1 нг на 1 г ткани в 1 мин. Увеличение концентрации глюкозы до 16,7 мМ приводило к быстрому возрастанию секреции гормона до 70 нг на 1 г ткани и в 1 мин (рис. 1). При этом в процессе секреции явно выражены две фазы: быстрый выброс инсулина начинался сразу в ответ на добавление 16,7 мМ глюкозы, достигал мак- . симума через 2—3 мин; фаза медленного увеличения секреции начиналась с 10—16-й минуты, максимальная скорость (40 нг на 1 г ткани в 1 мин) отмечалась через 20—30 мин. Такая динамика секреции объясняется тем, что в первую фазу секретируется готовый инсулин, тогда как во вторую выделяется гормон, синтезированный de novo [8].
В сложном процессе секреции инсулина важную роль играют мембранные SH-группы, редокс- состояние которых тесно связано с обменом глутатиона — основного внутриклеточного тиола островков Лангерганса [4]. Скорость высвобождения изолированной поджелудочной железой GSH при концентраций глюкозы 4,5 мМ в перфузирующем растворе составляла 5 нмоль на 1 г ткани в 1 мин, а окисленного (GSSG) — около 3 нмоль на 1 г ткани в 1 мин (рис. 2,/). Повышение концентрации глюкозы до 16,7 мМ приводило к резкому выбросу GSH и GSSG, совпадавшему по времени с первой фазой секреции инсулина. Наибольшее внимание привлекает значительное увеличение скорости высвобождения GSSG в ответ на действие секретоге- на. Данные о влиянии п-хлормеркурийбензоата и дитиотриетола на глюкозоиндуцированную секрецию инсулина позволяют предположить, что при действии глюкозы на 0-клетки происходят быстрые изменения редокс-состояния мембранных тиолов [11]. Окисление SH-групп мембранных белков и их последующее восстановление глутатионом может приводить к выбросу GSSG 0-клетками. С другой стороны, высвобождение GSH поджелудочной железой и его включение в пул плазменного глутатиона также может быть одним из физиологических механизмов, поддерживающих мембранные SH-группы в восстановленном состояниии и модулирующих чувствительность 0-клеток к действию глюкозы [5]. По-видимому, соотношение скоростей выхода GSSG и GSH из 0-клеток отражает изменение редокс-состояния мембранных тиолов, вовлеченных в SH-зависимые механизмы стимулсекреторного сопряжения.
Добавление прооксидантов (гидроперекись трет-бутила и ионы Fe*+) в конечной концентрации 10-4 М приводило к активации ПОЛ, о чем свидетельствовало почти двукратное увеличение содержания ТБК-активных продуктов в поджелудочной железе (см. рис. 1). Базальная секреция инсулина в этих условиях заметно не изменялась, однако скорость глюкозостимулированной секреции значительно уменьшалась как в первую, так и во вторую фазу выделения гормона. В присутствии прооксидантов наблюдалось значительное снижение скорости выхода GSH и, как следствие, инверсия отношения GSH/GSSG (рис. 2, //). Добавление глюкозы в концентрации 16,7 мМ после преперфузии прооксидантами приводило к быстрому выбросу GSH и GSSG, однако увеличение скорости высвобождения GSSG было менее выра-
I
Рис. 2. Высвобождение GSH (/) и GSSG (2) (в нмоль на 1 г ткани в 1 мин) изолированной поджелудочной железой в ответ на добавление глюкозы (/) и после 20 мин преперфузии прооксидантами (//).
Влияние гидроперекиси трет-бутила и Fe24- (10”4 М) на содержание глутатиона и ТБК-активных продуктов в изолированных островках Лангерганса (п=10; р<0,05)
Условие |
ТБК-ак- |
GSH |
GSSG |
GSH/ |
тивные |
||||
опыта |
продукты, 1фл |
пмоль на 100 островков |
GSSG |
Контроль 142±26 725±80 363±42 2,0
Прооксидан
ты 553±94 573±56 597±56 0,96
жено по сравнению с изменением этого параметра в ответ на глюкозный стимул в отсутствие прооксидантов. Известно, что активация ПОЛ приводит к снижению уровня GSH и повышению уровня GSSG в клетках [7]. Нами обнаружено снижение выброса GSH перфузируемой поджелудочной железой при действии прооксидантов, указывающее на возможное уменьшение его содержания в р-клетках островков Лангерганса. Действительно, преинкубация изолированных островков Лангерганса с гидроперекисью третбутила и Fe?+ (10”4 М) приводила к активации ПОЛ, снижению содержания GSH и увеличению количества GSSG (см. таблицу). Эти изменения отражают участие системы глутатиона в восстановлении SH-групп, окисляющихся в присутствии F^+ и гидроперекисей [1, 7]. В меньшей степени, по-видимому, увеличение содержания GSSG связано с функционированием глутатионпероксидазы, активность которой довольно низка в эндокринной ткани поджелудочной железы [9]. В то же время мы не наблюдали увеличения выброса GSSG перфузируемой поджелудочной железой, что может являться следствием конкурентного ингибирования транспортной системы глутатиона смешанными дисульфидами, образование которых увеличивается при повышении концентрации GSSG [7].
Таким образом, активация ПОЛ сопровождается уменьшением содержания GSH, увеличением доли GSSG в островках Лангерганса и с течением времени может приводить к истощению пула внутриклеточного GSH и снижению редокс- потенциала SH-групп мембранных белков. Уменьшение числа мембранных SH-групп, способных включаться в механизм стимулсекреторного сопряжения, снижает чувствительность р-клеток к действию секретогена, что проявляется в подавлении стимулированной глюкозой секреции инсулина.
Выводы
- Перфузия поджелудочной железы раствором с высокой концентрацией глюкозы сопровождается увеличением скорости высвобождения GSH и GSSG. Выброс глутатиона совпадает по времени с первой фазой секреции инсулина.
- Активация ПОЛ приводит к подавлению глюкозостимулированной секреции инсулина изолированной поджелудочной железой.
При действии прооксидантов обнаружено уменьшение соотношения GSH/GSSG в изолированных островках Лангерганса и снижение скорости высвобождения GSSG и GSH перфузируемой поджелудочной железой в ответ на глюкозный стимул.
Список литературы
1. Дедов И. И., Горелышева В. А., Романовская Г. А. // Пробл. эндокринол,— 1992.— № 6.— С. 32—33.
2. Кулинский В. И., Колесниченко Л. С. // Успехи соврем, биол.— 1990,— Т. НО, вып. 1,— С. 20—23.
3. Пигарева М. И., Беляева Н. Ф., Старосельцева Л. К- // Пробл. эндокринол.— 1976.— № 7.— С. 137—140.
4. Ammon Н. Р. Т., Mark М. N. // Cell Biochem. Fund.— 1985,— Vol. 3, N 3,— P. 157—171.
5. Ammon H. P. T., Klumpp S., Fus A. et al. // Diabetologia.— 1989,— Vol. 32,— P. 797—800.
6. Armstrong D. // J. Diabet. Complicat.— 1992.— Vol. 6, N 2,— P. 116—122.
7. Bellomo C., Mirabelli F., Richelmi P., Finardi G. // Hum. Toxicol.— 1989,— Vol. 8, N 2.— P. 152.
8. Field J. B. // Metabolism.— 1964.— Vol. 13.— P. 407—421.
9. Grankvist K., Marklund S. L., Taljadal I. B. // Biochem. J.— 1981,— Vol. 199,— P. 393—398.
10. Crodsky G. M., Heldt H. // Meth, diabet. Res.— 1984.— Vol. 1, Pt В,— P. 137—146.
11. Hellman B., ldahl L. A., Lenmark A. // Biochem. biophys. Ada.— 1975,— Vol. 392.— P. 101 — 109.
12. Hissin P. I., Hilf R. // Analyt. Biochem.— 1976.— Vol. 74,— P. 214—226.
13. Lacy P. E., Kostianovsky M. // Diabetes.— 1967.— Vol. 16, N 1,— P. 35—39.
14. Yagi K., Nishigaki I., Ohama H. // Vitamins.— 1968.— Vol. 37, N 1,— P. 105—112.
15. Yagi К. 11 Biochem. Med.— 1976.— Vol. 12, N 1,— P. 212-216.
Об авторах
А. В. СитожевскийРоссия
И. В. Дуста
Россия
А. В. Трофимов
Россия
В. В. Иванов
Россия
О. А. Карпенко
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Ситожевский А.В., Дуста И.В., Трофимов А.В., Иванов В.В., Карпенко О.А. Секреция инсулина изолированной поджелудочной железой крыс при действии прооксидантов; связь с высвобождением глутатиона. Проблемы Эндокринологии. 1994;40(3):39-41. https://doi.org/10.14341/probl12014
For citation:
Sitozhevsky A.V., Dusta I.V., Trofimov A.V., Ivanov V.V., Karpenko O.A. Insulin secretion by isolated rat pancreas under the effect of prooxidants: A relationship with glutathione release. Problems of Endocrinology. 1994;40(3):39-41. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/probl12014

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).