Preview

Проблемы Эндокринологии

Расширенный поиск
Том 57, № 3 (2011)
https://doi.org/10.14341/probl2011573

3-10 378
Аннотация
Оценивали эпидемиологические особенности различных форм первичного гиперпаратиреоза (ПГПТ) в России на основе базы данных ФГУ ЭНЦ, включившей 561 пациента за 19 лет. Заболеваемость ПГПТ в Москве по обращаемости в ФГУ ЭНЦ на 2007 г. составила 6,8 на 1 млн взрослого населения, распространенность к 2009 г. достигает 3,1 на 100 тыс. человек, что значительно меньше зарубежных данных. Соотношение мужчин и женщин - 1:8, пик заболеваемости 50-60 лет. К 2004 г. частота выявления мягкой формы (по критериям Консенсуса 2002 г.) составляла не более 20% случаев. За последние 5 лет доля мягкой формы достигла 37%. Рекомендовать консервативное лечение (по критериям консенсуса 2008 г.) можно в 14% случаев спорадического ПГПТ и в 32% при МЭН синдроме. Частота бессимптомной формы ПГПТ - 5%, нормокальциемической формы - 9%. Полученные результаты являются первыми данными по вопросам эпидемиологии в России, но не позволяют оценить весь масштаб проблемы. Для адекватной оценки ситуации необходимо проведение крупных эпидемиологических исследований.
11-16 333
Аннотация
Приведены данные о гендерных различиях в клинической симптоматике макропролактином и их ответе на терапию агонистами дофамина. В исследование включены 306 пациентов с макропролактиномой; соотношение мужчин и женщин 1,4:1. У мужчин любого возраста преобладают опухоли больших и гигантских размеров, сопровождающиеся симптомами, обусловленными «масс-эффектом» опухоли. У молодых женщин выявляются макропролактиномы преимущественно небольших и средних размеров с клиникой гиперпролактинемического гипогонадизма; после 40 лет - опухоли больших и гигантских размеров, сопровождающиеся симптомами «масс-эффекта» опухоли. Лечение каберголином в равной степени высокоэффективно как у мужчин, так и у женщин.
17-20 479
Аннотация
Исследовали течение эндокринной офтальмопатии (ЭОП) после радиойодтерапии (РЙТ) болезни Грейвса в зависимости от наличия или отсутствия эффекта от РЙТ (пострадиационного гипотиреоза), определяли факторы риска прогрессирования ЭОП после РЙТ. В проспективном исследовании участвовали 38 пациентов (76 глаз). В зависимости от исхода РЙТ пациенты были разделены на две группы: 1-я группа - 19 больных (38 глаз) с сохранившимся тиреотоксикозом, продолжающие принимать тиреостатики, 2-я группа - 19 пациентов (38 глаз), у которых на ранних сроках после РЙТ (3 и 6 мес) развился гипотиреоз, и они получали заместительную терапию левотироксином. Достижение пострадиационного гипотиреоза имело существенное значение для клинического течения ЭОП. В 1-й группе ЭОП оставалась активной на протяжении всего срока наблюдения (12 мес); интегральный показатель тяжести ЭОП существенно не изменился. Во 2-й группе после развития гипотиреоза активные формы ЭОП не выявлялись, интегральный показатель тяжести ЭОП значимо снизился. Через 12 мес в 1-й группе уровень антител к рецептору ТТГ (АТ рТТГ) оказался существенно выше, чем во 2-й группе. После РЙТ скорость регрессии симптомов ЭОП определяется эффективностью абляции щитовидной железы. Персистенция АТ рТТГ ≥10 Ед/л ассоциирована с ухудшением течения ЭОП после РЙТ.
21-24 374
Аннотация
Исследовали зависимость изменений в сердечно-сосудистой системе у пациенток с аутоиммунным тиреоидитом и субклиническим гипотиреозом от возраста. Изучали структуру, глобальную и сегментарную диастолическую функцию левого желудочка (ЛЖ) методом тканевой допплерэхокардиографии, а также жесткость артериальных стенок по эластическому модулю Юнга ультразвуковым методом у 95 пациенток в возрасте 20-50 лет [47 женщин с аутоиммунным тиреоидитом и субклиническим гипотиреозом, 48 женщин в эутиреоидном состоянии (контроль)]. Пациентки были разделены на три возрастные группы и сопоставлены по принципу «субклинический гипотиреоз против контроля» (12 и 13 больных в возрасте 20-30 лет, 12 и 10 - в возрасте 31-40 лет и 23 и 25 - в возрасте 41-50 лет соответственно). Для группы молодых женщин с субклиническим гипотиреозом были характерны большие показатели модуля Юнга и большее число дисфункциональных сегментов ЛЖ (p<0,05). У женщин среднего возраста с субклиническим гипотиреозом также отмечалось повышение модуля Юнга, но без нарушений диастолической функции. Среди пациенток старшего возраста не было выявлено нарушений функции ЛЖ и артериальной жесткости по сравнению с контролем (р>0,05). Вывод: возраст пациенток влияет на выраженность характерных для субклинического гипотиреоза кардиоваскулярных сдвигов. У молодых женщин субклинический гипотиреоз ассоциируется с нарушениями глобальной и сегментарной диастолической функции и эластичности артерий. У лиц старшего возраста кардиоваскулярные и метаболические нарушения проявляются в меньшей степени, и роль субклинического гипотиреоза как фактора сердечно-сосудистого риска, по-видимому, менее значительна.
25-30 860
Аннотация
Одной из редких форм нарушения формирования пола (НФП) 46XY является дефицит фермента 17β-гидроксистероиддегидрогеназы 3-го типа (17ГСД3), при котором нарушается конверсия андростендиона в тестостерон, что приводит к недостаточной внутриутробной маскулинизации наружных гениталий. Отличительной чертой данной формы НФП является маскулинизация в пубертате за счет экстрагонадальной конверсии андростендиона в тестостерон. Представлено описание двух клинических случаев: пациентки с женским типом строения наружных гениталий при рождении и кариотипом 46XY, у которых диагноз дефицита 17ГСД3 был заподозрен в пубертатном периоде на основании прогрессирующей вирилизации. Дефицит 17ГСД3 был в обоих случаях подтвержден молекулярно-генетически - выявлены следующие мутации в гене HSD17B3: c.728-734delGATAACCp.I244fsX254/c.277+4A>T и c.277+4A>T. Представленные случаи являются первым описанием дефицита 17ГСД3 в отечественной литературе.
31-36 420
Аннотация
Изучен характер распределения показателей свТ в слюне у женщин после овариэктомии, в период возрастной постменопаузы, у женщин с клиническими признаками гиперандрогении и у здоровых женщин в фолликулярную фазу менструального цикла. У женщин в период постменопаузы и после овариэктомии содержание свТ в слюне было ниже, чем у пременопаузальных женщин; у женщин с клиническими признаками гиперандрогении этот показатель превышал таковой у паритетных по возрасту молодых здоровых женщин. В 60-75% у женщин после овариэктомии, в постменопаузе и с гиперандрогенией содержание свободного тестостерона в слюне не выходит за пределы нормального диапазона для молодых здоровых женщин. Высокая аналитическая чувствительность использованного хемилюминесцентного метода определения свТ в слюне обеспечивает возможность проведения первичного скрининга андрогенного статуса у женщин с повышенным риском развития дефицита тестостерона.
37-41 544
Аннотация
Сахарный диабет 2-го типа (СД2) характеризуется инсулинорезистентностью, дефектом секреции инсулина и, как установлено в последнее время, снижением инкретинового эффекта. Эффективность традиционной сахарснижающей терапии (метформин, секретогоги, глитазоны, инсулин) постепенно снижается из-за прогрессирующей потери массы функционирующих β-клеток, а достижение целевых значений гликемии для снижения риска осложнений и ССЗ, как правило, сопровождается такими нежелательными явлениями, как увеличение массы тела и гипогликемии. Поиски «идеального» препарата привели к изучению и использованию эффектов инкретинов у больных СД2. Лираглутид - первый аналог человеческого глюкагоноподобного пептида (ГПП-1) - является инновационным препаратом со столь желательными и достигаемыми эффектами, которые выходят за рамки «традиционного сахарснижающего препарата» -улучшение контроля гликемии (до 65% пациентов достигают целей HbA1c <7%) при минимальном риске гипогликемий, значительное снижение массы тела, снижение систолического артериального давления, триглицеридов, улучшение функции β-клеток. В статье представлен первый опыт применения препарата Лираглутид (коммерческое название «Виктоза» поступил в продажу в аптечную сеть регионов России в ноябре 2010 г.) в обычной клинической практике у больных СД2, подтверждающий результаты рандомизированных плацебо-контролируемых клинических исследований (LEAD 1-6).
42-47 409
Аннотация
Синтезированы новые аналоги эксенатида с аминокислотными заменами в положениях 14, 35, 39. Установлена их большая, чем у эксенатида, стабильность в водных растворах. В экспериментах на крысах выявлено их гипогликемическое действие в условиях нагрузки глюкозой. Впервые показано, что эксенатид и его аналоги увеличивают выведение почкой ионов натрия, магния и осмотически свободной воды и слабо влияют на выделение ионов калия. В экспериментах на изолированной коже и мочевых пузырях самцов лягушки прямого ингибирующего влияния эксенатида на транспорт натрия и воды не обнаружено. Высказано предположение о том, что эксенатид и его аналоги способствуют синтезу физиологически активных веществ, влияющих на функции почек.
48-52 348
Аннотация
Приближение к оптимальной компенсации сахарного диабета практически всегда сопровождается увеличением числа гипогликемических состояний. У пациентов с сахарным диабетом 2-го типа (СД2), особенно старшей возрастной группы, развитие гипогликемии увеличивает риск смерти от сердечно-сосудистых катастроф, нарушений сердечного ритма, деменции, депрессивных расстройств. Целесообразность достижения близких к физиологическим показателей гликемического контроля у всех пациентов с СД и по сей день остается спорной. Результаты крупномасштабных исследований последних лет делают необходимым пересмотр существующих алгоритмов лечения пациентов с СД2. Следует выбирать не только высокоэффективные препараты для нормализации глюкозы, но и учитывать их «профиль безопасности», особенно риски гипогликемий. Группа экспертов Российской ассоциации эндокринологов (РАЭ) опубликовала проект «Консенсуса по инициации и интенсификации терапии сахарного диабета 2-го типа», основным положением которого является индивидуальный подход к пациенту и определение индивидуальных целевых значений контроля гликемии. Особое внимание необходимо уделять пациентам групп высокого риска: с выраженной макрососудистой патологией, отсутствием распознавания гипогликемии, серьезными сопутствующими заболеваниями. В связи с этим в качестве препаратов первого ряда рекомендуются метформин, ингибиторы ДПП-4 и агонисты рецепторов ГПП-1. Отечественный и международный опыт использования Вилдаглиптина свидетельствует о его эффективности и безопасности и позволяет рекомендовать данный ингибитор ДПП-4 для более активного назначения пациентам с СД2.
53-59 514
Аннотация
Интенсивный контроль гликемии непосредственно с дебюта сахарного диабета 2-го типа (СД2) имеет приоритетное значение для снижения риска и долгосрочного прогноза сердечно-сосудистых осложнений. Стратегия ранней интенсификации терапии СД2 с помощью инсулина до настоящего времени остается предметом острых дискуссий. Выбор оптимального режима для старта инсулинотерапии также не имеет однозначного решения. Гипогликемии являются основным фактором, традиционно ограничивающим более широкое применение инсулинотерапии у пациентов с СД2. Выбор в пользу базальной инсулинотерапии аналогами инсулина имеет преимущества в достижении целевых показателей углеводного обмена при значимо меньшем риске гипогликемий по сравнению с другими режимами инсулинотерапии.


ISSN 0375-9660 (Print)
ISSN 2308-1430 (Online)