Дискуссия 
Опубликована дискуссия по поводу статьи В. В. Фадеева, Г. А. Мельниченко, Г. А. Герасимова "Аутоиммунный тиреоидит: первый шаг к консенсусу"
Клиническая эндокринология 
С целью оценки возможной роли аутоиммунных нарушений в патогенезе гиперпролактинемии изучались показатели гуморального иммунитета - антитела к поверхностным антигенам клеток аденогипофиза (АПАГ) и антитела к пролактину (Прл) - у 26 больных с идиопатической гиперпролактинемией (1-я группа), у 32 больных с пролактиномами (2-я группа), а также у 12 беременных с физиологической гиперпролактинемией (3-я группа). АПАГ были выявлены у 38,5-76,9% пациенток в 1-й группе, у 18,7-29% - во 2-й и не найдены ни у одной пациентки в 3-й группе (с использованием клеток аденогипофиза крыс - клеток пролактиномы человека соответственно). Преобладание АПАГ-позитивных пациенток в группе идиопатической гиперпролактинемии по сравнению с пролактиномами было статистически достоверным (р < 0,001). При использовании лактотрофов по сравнению с клетками аденогипофиза крыс у больных с идиопатической гиперпролактинемией АПАГ обнаруживались также достоверно чаще (р - 0,011). У подавляющего большинства пациенток присутствие антител к Прл не совпадало с наличием АПАГ, т. е. обнаруживаемые АПАГ и аутоантитела к Прл являются различными видами антител. Присутствие антител к поверхностным антигенам лактотрофов, выявленное в нашем исследовании у значительного числа пациенток 1-й группы, позволяет предположить, что одной из причин идиопатической гиперпролактинемии могут быть аутоиммунные нарушения.
Целью исследования явилось изучение влияния объема кровопотери в родах на пролактинсекретируюшую функцию гипофиза. Обследовано 157родильниц, из них 51 с кровопотерей 0,5- 0,7% массы тела (1-я группа), 49 с кровопотерей 0,71-1,2% массы тела (2-я группа), 27 с массивной кровопотерей - более 1,2% массы тела (3-я группа) и 30 здоровых родильниц с физиологической кровопотерей (контрольная группа).
Установлено, что чем выраженнее кровопотеря, тем более значимым оказывается снижение уровня пролактина в крови. Следствием гипопролактинемии является снижение объема молока. Распространенность гипогалактии в 1-й группе составила 37,3%, во 2-й - 67,3%о, в 3-й - 88,9%. Полноценная инфузионная терапия, проводимая родильницам в послеродовом периоде и направленная на восполнение ОЦК, оказывает благоприятное влияние на секрецию пролактина. В тех случаях, когда полного восполнения ОЦК не проводилось, мы наблюдали снижение количества молока и сопутствующее этому снижение концентрации пролактина в сыворотке крови родильниц.
Полученные данные свидетельствуют о том, что с нарастанием объема кровопотери в родах ухудшается пролактинсекретирующая функция гипофиза, а адекватная инфузионная терапия служит средством профилактики риска развития гипогалактии.
С целью выявления связи аллергических заболеваний (АЗ) с аутоиммунными эндокринопатиями, а также возможного влияния антигистаминных препаратов на состояние щитовидной железы и секрецию пролактина проведено обследование 33 детей, страдающих АЗ. Среди них было 5 детей с бронхиальной астмой, 8 - с аллергическим дерматитом, 2 - с аллергическим ринитом, 1 - с рецидивирующим ангионевротическим отеком. У17 детей отмечалось сочетание бронхиальной астмы с другими аллергическими заболеваниями. Эндокринологическое обследование включало в себя оценку морфофункционального состояния щитовидной железы и двукратную оценку базального уровня пролактина. Выявлено, что у 73% детей с АЗ отягощена наследственность по аутоиммунным эндокринопатиям. Среди заболеваний щитовидной железы у обследованных пациентов преобладал аутоиммунный тиреоидит (АИТ) (30,3%). Диффузный эндемический зоб выявлен у 9,1% пациентов с АЗ. Выявлено, что наиболее неблагоприятными для развития АИТ являются сочетание 2 АЗ и более и длительный аллергический анамнез. Установлено, что характер проводимой терапии АЗ не влияет существенно на течение аутоиммунной эндокринопатии.
Выявлено, что при длительной терапии блокаторами H1-гистаминовых рецепторов частота гиперпролактинемии (ГИРЛ) повышается в 4,8 раза. Во всех случаях ГИРЛ имела вторичный характер по отношению к субклиническому гипотиреозу и не требовала лечения дофаминомиметиками.
Изучали влияние длительной (от 2 до 15 лет) гиперпролактинемии до 100 нг/мл на состояние репродуктивной системы у 42 пациенток с микроаденомами гипофиза и 40 больных с идиопатической гиперпролактинемией. Также оценивали состояние аденогипофиза и эффективность применения агонистов дофамина у данной категории пациенток. За длительный период наблюдения у больных с умеренной гиперпролактинемией не наблюдалось ухудшения клинических проявлений заболевания, существенного повышения уровня пролактина и(или) отрицательной динамики в состоянии турецкого седла. У пациенток с умеренной гиперпролактинемией независимо от наличия или отсутствия микроаденомы гипофиза отмечалась более низкая чувствительность к дофаминомиметикам по сравнению с больными с гиперпролактинемией более 100 нг/мл. С другой стороны, примерно у половины больных независимо от наличия или отсутствия микроаденомы гипофиза возможно спонтанное восстановление менструального цикла и фертильности без медикаментозного лечения. Назначение агонистов дофамина больным с умеренной гиперпролактинемией показано при наличии аменореи и(или) жалоб на бесплодие. Другим пациенткам данного контингента целесообразно находиться под динамическим наблюдением.
В исследовании проведена оценка результатов МРТ-исследования гипофиза у 294 здоровых женщин. Проанализированы размеры, форма, структура и варианты строения гипофиза, а также оценка диагностической ценности и информативности магнитно-резонансных томограмм в различных проекциях. MPT-исследования проводили в лаборатории МРТ Эндокринологического научного центра РАМН с помощью магнитно-резонансного томографа "Siemens Magnetom Impact" напряженностью магнитного поля 1 Тл. Показано, что для получения максимальной информации о состоянии гипофиза и параселлярных структур оптимальным является проведение МРТ в трех проекциях, толщиной среза 3 мм, в режимах T1-SE и T2-SE. Размеры, форма и структура гипофиза у здоровых женщин репродуктивного возраста характеризуются значительной вариабельностью, что необходимо учитывать при интерпретации данных МРТ. Максимальный вертикальный размер у женщин 21-40 лет не превышает 9 мм. Так называемые "косвенные" признаки микроаденомы гипофиза нередко встречаются в различных сочетаниях и у здоровых женщин; следовательно, их обнаружение не может служить единственным основанием для постановки диагноза.
В исследование вошли 30 больных с гипоталамическим вариантом ожирения (ГО) в возрасте от 18 до 29 лет. Целью исследования явилась оценка влияния орлистата на массу тела и на гормонально-метаболические нарушения, а также его переносимости у больных ГО. Продолжительность лечения орлистатом составила 6 мес с соблюдением больными гипокалорийной диеты. Исходно и через 1, 3 и 6 мес лечения определяли антропометрические параметры, артериальное давление, показатели углеводного и липидного обмена, рассчитывали индекс инсулинорезистентности. За время лечения наблюдалась положительная динамика всех антропометрических показателей, в том числе и характеризующих абдоминальное ожирение, артериальное давление, нормализация базальной инсулинемии, снижение стимулированной инсулинемии, повышение чувствительности к инсулину, улучшение показателей липидного спектра крови с уменьшением выраженности атерогенных сдвигов. Таким образом, в результате проведенного исследования впервые получены данные, показавшие высокую эффективность орлистата у больных ГО.
Сахарный диабет представляет собой серьезную медико-социальную проблему, что обусловлено его высокой распространенностью, сохраняющейся тенденцией к росту числа больных, хроническим течением, определяющим кумулятивный характер заболевания, высокой инвалидизацией больных и необходимостью создания системы специализированной помощи.
В помощь практикующему врачу 
Статья посвящена клинической интерпретации нарушения функции яичек.
Клинические случаи 
Статья посвящается летальному исходу при гипотиреоидной коме.
Экспериментальная эндокринология 
Определяли антиэстрогенную активность у группы новых 11α-окисленных эстрогенов. Было показано, что 11a-формокси- и ацетоксипроизводные эстрона и этинилэстрадиола, а также 11α-нитрокси- 17β-ацетат этинилэстрадиола проявляли выраженные антиэстрогенные свойства, например антиактивность последнего составляла от 40 до 55% в зависимости от дозы. 11α-оксипроиз- водные этих эстрогенов и 11α-формиаты эстрадиола не проявляли антиэстрогенности. Введение цтотоксической группировки в 3-е положение 11α-формокси- и ацетоксипроизводных эстрона и этинилэстрадиола усиливало их антиэстрогенную активность. Исследование этих соединений на моделях перевиваемых и индуцированных опухолей у мышей и крыс показало более выраженные противоопухолевые эффекты по сравнению с тамоксифеном. 11α- формокси- и 11α-ацетоксипроизводные эстрона, эстрадиола и этинилэстрадиола без цитотоксической группировки оказались неактивными эстрогенами.
Работа посвящена анализу активности А ТФ-зависимых К+-каналов интактных β-клеток поджелудочной железы, а также функционально ослабленных β-клеток под влиянием стрептозотоцина с одновременной оценкой их реакиии на сульфаниламидные препараты: глибенкламид, глипизид и гликлазид. Показано наличие специфических ответных реакций исследуемых ионных каналов под действием как глюкозы, так и сульфаниламидных препаратов. Анализ динамики электрофизиологических процессов в каналах показал наличие существенных изменений: уменьшение длительности разряда и удлинение интервала между разрядами, что приводит к более замедленному процессу секреции инсулина, начиная с момента воздействия глюкозы или сульфаниламидных препаратов до момента экзотоцитоза кванта инсулина. В экспериментальных условиях наиболее активным из исследуемых нами препаратов в плане их секретогенных свойств был глибенкламид.
Статья призвана обсудить наиболее типичные погрешности представления данных, с которыми постоянно приходится сталкиваться при научном редактировании.
ISSN 2308-1430 (Online)